Прошло 47 лет с тех пор, как американский инженер Рей Томлинсон отправил первое в мире электронное письмо. Это он придумал использовать символ @ (at-sign) в адресах, который мы сегодня, не задумываясь, ассоциируем с целой технологией и даже культурой электронной почты. Вряд ли он тогда догадывался, к чему это приведет и уж точно не думал о том, что спустя сорок лет, войдет в Зал славы Интернета, как один из главных новаторов эпохи.
За прошедшие десятилетия электронное письмо из метода коммуникации превратилось в одну из основных форпрямого маркетинга. Этот метод даёт потрясающие возможности отслеживания и реагирования на поведение потребителей, помогает продвигать и продавать продукты и услуги сотням тысяч маркетологов во всем мире.
Команда сервиса Sendbox от Mail.ru изучила, как развивался email-маркетинг, прошедший путь от беспощадного спама до тонкого инструмента для взаимодействия с аудиторией.
1969 год. Министерство обороны США стало инициатором первых разработок компьютерных сетей, с которых и началась история развития Интернета. В 1969 году студенты из Калифорнийского университета соединили два компьютера через Arpanet — первую компьютерную сеть. Студенты отправили через 5 метровый кабель друг другу кодовое слово. Считается, что это была первая передача информации по компьютерной сети.
1971 год. Выпускник Массачусетского технологического института (MIT) Рэймонд Томлинсон отправил первое в истории электронное письмо. По словам самого Томлинсона, содержание этого письма он не помнит.
«Скорее всего, первым сообщением было что-то в духе QWERTYUIOP», — рассказывал позже он. С тех пор 2 октября мир ежегодно отмечает День электронной почты.
1971 год. Была создана первая программа для получения и отправки электронных писем. Ее написал Ларри Робертс, сотрудник Arpanet. Год спустя в адресах электронной почты появился привычный нам знак @.
1976 год. Королева Англии Елизавета II посылает первое электронное письмо, опережая других глав государств.
1978 год. Гэри Туэрк, которого позже назвали «отцом спама», разослал 400 писем с рекламой компьютера DEC пользователям сети Arpanet. В письмах Гэри рассказал о новом устройстве и пригласил на выставку в Лос-Анджелес для презентации компьютера. Первая в истории рекламная рассылка принесла автору прибыль в $13 млн.
1986 год. Впервые было использовано слово «спам»: так стали называть навязчивые рекламные сообщения, которые рассылали по электронной почте. Название пошло от мясных консервов, которые в тот период активно рекламировались по всем возможным каналам. Навязчивая мелодия, воспевавшая SPAM, стала объектом насмешек, а вездесущности консервов был даже посвящен отдельный скетч «Монти Пайтон».
1988 год. Появилась первая версия Microsoft Mail на операционной системе Mac OS. Пользователи обменивались сообщениями с помощью сети AppleTalk. В 1991 году была запущена вторая версия для других платформ, в том числе DOS и Windows. Она и послужила основой для последующих почтовых систем компании Microsoft — Outlook и Exchange.
1991 год. Отправлено первое электронное письмо из космоса. Его отправил экипаж корабля STS-43 Atlantis в 1991 году. Космонавты использовали программу AppleLink на Macintosh Portable последней модели того времени, чтобы отправить следующее сообщение: «Привет, Земля! Тебя приветствует экипаж STS-43. Это первый AppleLink из космоса. У нас тут круто, жаль тебя нет рядом… Отправляем крио и RCS! Асталависта, крошка… Я вернусь».
1992 год. Компания Microsoft выпустила первую версию почтового клиента Outlook. Вышли одновременно три версии: Outlook for MS-DOS, Outlook for Windows 3.1x, Outlook for Macintosh. Основной конкурент приложения от Microsoft — клиент The Bat! кишиневской компании Ritlabs, SRL, вышел пять лет спустя — в марте 1997 года. Позже свои почтовые клиенты выпускали и другие разработчики. Так появились Mozilla Thunderbird, Opera Mail. Но ни один из них не достиг уровня популярности Outlook и The Bat!
1994 год. Выпущен IBM Simon — первый телефон, имевший доступ к электронной почте по мобильному интернету. Таким образом электронные рассылки получили дополнительные возможности достучаться до адресата.
1994 год. Вышел указ Президента «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», положивший начало регулированию рекламной деятельности в нашей стране. В частности, были введены ограничения на рекламу банковских, финансовых, страховых и инвестиционных услуг, но распространение рекламы через интернет не регулировалось.
1995 год. Принят федеральный закон, в котором уже частично затрагивалось и распространение рекламы через Сеть. Например, было дано юридическое определение термина «реклама», к которой относилась фраза «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств». Все, кто размещал и распространял рекламу, в том числе предоставляя или используя «каналы связи», считались рекламораспространителями. Так в интернет и электронную почту пришли общие ограничения в отношении рекламы: достоверность и этичность, ограничения на рекламу алкоголя, табака, лекарств, финансовых услуг и т. п.
1996 год. Появился первый бесплатный почтовый сервис Hotmail. Благодаря ему владельцев электронной почты стало значительно больше, а значит — значительно расширилась потенциальная аудитория рекламных рассылок.
1997 год. Спустя год после запуска Hotmail, Yahoo выкупает почтовый сервис RocketMail у компании Four11, и на его основе запускает сервис Yahoo Mail.
1998 год. В Рунете заработали бесплатный почтовый сервис Mail.ru и сервис тематических рассылок Subscribe.ru. Оба сервиса задавали стандарты в своих отраслях. Одновременно в США обновили положения закона Data Protection Act, чтобы во всех маркетинговых рассылках была возможность отказаться от их получения.
2000 год. Создан печально известный «Центр разговорного английского», который через два года прогремел на всю страну, благодаря так называемому «спамерскому делу». Компания ежедневно рассылала миллионы рекламных писем с телефонными номерами своего центра. Позже спам-рассылки стали объектом внимания Министерства по антимонопольной политике.
2000 год. Компания AOL начала транслировать некоторым почтовым сервисам обратную связь от пользователей, и вскоре совместно с Hotmail и Yahoo представила схемы получения отзывов от адресатов. Так маркетологи смогли узнавать, что люди думают об их письмах, и использовать жалобы на спам в качестве метрики. Позже интернет-провайдеры внедрили методы защиты клиентов от «нежелательных» писем, и большая часть спама перестала доставляться получателю.
2003 год. В США появился закон Can Spam Law, который впервые урегулировал коммерческие электронные письма. В том же году в Европе приняли закон Privacy and Electronic Communications Regulations, в котором определяли правила разрешения маркетинговых рассылок.
2004 год. Появился фреймворк Sender Policy Framework (SPF), который позволил проверять подлинность отправителя и предотвращал рассылку спама с помощью контроля IP-адресов отправителей.
2007 год. Выход iPhone — первого смартфона компании Apple с возможностью просмотра почты с мобильного. До этого момента поддержка электронной почты пользовательскими смартфонами была, как правило, ограничена. При этом обладатели бизнес-смартфонов BlackBerry от компании RIM получили возможность работать в электронной почте еще в 2003 году.
2009 год. Компания Return Path сообщила, что почти 30 % отправляемых коммерческих писем не доходят до почтовых ящиков. В том же году компания Merkle рассказала, что низкая релевантность была главной причиной, по которой пользователи удаляют такие письма не читая. И в этом им всячески помогали провайдеры и создатели бесплатных почтовых сервисов. В конце 2000-х интернет-провайдеры также внедрили методы защиты клиентов от «нежелательных» писем. В результате этих действий рассылку спама постепенно заменил полноценный email-маркетинг: маркетологи поняли, что необходимо поддерживать репутацию рассылок, иначе пользователи занесут их в чёрные списки или просто отравят в корзину. Письма стали своевременными и релевантными для получателей.
2012 год. 40 % маркетинговых писем теперь открывается на мобильных устройствах. Этому способствовало развитие мобильного интернета — доступ к сети теперь можно получить в любое время практически в любом месте. В результате маркетологи стали уделять особое внимание тому, как их письма отображаются на небольшом экране.
2012 год. Дело Майкла Персода: подозреваемый с 2012 по 2015 год использовал несколько IP-адресов и доменов, чтобы рассылать спам от имени калифорнийской компании Impact Media LLC, представляясь как Майкл Прескотт, Майкл Пирсон и Джефф Мартинес. Мошенник предлагал различные товары и услуги, получая от продавцов комиссионные за удачные сделки. Возмездие настигло этого жителя Калифорнии в 2016 году, когда он был арестован ФБР в собственном доме. Федеральный судья приказал Персоду заплатить $490 000 в качестве компенсации и более чем $54 000 за моральный ущерб.
2013 год. Компания Dropbox приобрела Mailbox — перспективный стартап, который, как казалось, должен навсегда изменить то, как люди пользуются электронной почтой благодаря оригинальному интерфейсу и непривычному на то время управлению посредством свайпов. Через два года проект был закрыт — как выяснилось, на тот момент, пользователи не привыкли к свайпам и не были готовы менять привычные почтовые программы.
2014 год. Закрытие еще одного стартапа. На этот раз надежды разработчиков не оправдал Outbox. Предполагалось, что всего за 5 долларов в месяц специальные люди будут оцифровывать всю вашу оффлайн-почту и отправлять ее вам по сети. Эту необычную идею публика восприняла с большой осторожностью и развития она не получила.
2018 год. В Европе вступил в силу Общий регламент по защите данных (GDPR). Постановление Европейского Союза было призвано усилить защиту персональных данных граждан стран ЕС. Ответственность компаний, которые работают с такими данными, значительно возросла, а нарушение регламента грозит крупными штрафами. Эта мера также помогла упорядочить email-маркетинг и поставить его на более цивилизованные рельсы.
Заключение
Электронная почта — одно из самых эффективных и удобных средств коммуникации. Эта технология, несмотря на солидный возраст, не устарела, но эволюционировала в полезный, а иногда незаменимый для пользователей и интересный для маркетинга инструмент. И мессенджеры, и социальные сети существенно помогают маркетологам в достижении поставленных целей, но Email остается лидером с точки зрения потребления информации о брендах и надежности коммуникации. Вряд ли это изменится в ближайшее десятилетие, ведь почтовые сервисы тоже развиваются: появляются новые технологии, придумывают всё новые и новые «фишки», которые в будущем помогут электронной почте оставаться конкурентным средством коммуникации.
Напоследок несколько занимательных фактов, которые только подтверждают вышесказанное:
- Каждый день рассылается около 250 миллиардов писем. Считается, что в текстах примерно 60 % писем есть ошибки и опечатки.
- По данным Лаборатории Касперского, в 2017-м почти 57 % отправленных писем были спамом.
- Каждый день средний рядовой сотрудник офиса получает 121 письмо и отправляет около 40.
- 90 % пользователей читают почту со смартфона. При этом все чаще для чтения писем используются смарт-часы.
- Средний пользователь электронной почты проверяет ее около 15 раз в день.
- 26 % пользователей проверяют электронную почту, прежде чем встать с постели, 69 % во время просмотра ТВ, 43 % читают письма в ванной комнате, 32 % во время еды, 0 % во время чтения Хабра.
Автор: Magir