Выступать перед незнакомыми людьми, пытаясь увлечь их своими идеями — для многих это труднейшая задача. Страшно, жуть — «а что они подумают», «это неприлично», «что я им скажу». Но есть сэнсеи, которые с ходу прекрасно находят общий язык с самыми разными людьми и интересно выступают перед любой аудиторией. Один из таких мастеров — Ирина Трипапина, руководитель по международному развитию MyTarget. Благодаря её таланту в myTarget пришли очень крупные клиенты из нескольких стран. Под катом — советы и интервью с Ириной, в котором она рассказывает о главных качествах, помогающих выступать и увлекать людей. Передаем ей слово.
Каждые два месяца я выступаю на международных конференциях: в Китае, Испании, США, Сингапуре, Франции, Германии. Моя задача — заинтересовать создателей иностранных приложений российским рынком и помочь им завоевать рынок через продукты Mail.Ru Group.
Представьте: 100 000 человек приезжают со всего света в Барселону на Mobile World Congress. 100 000 разных идей и задач, 100 000 новых встреч зажигают город в эти три дня. У каждого есть шанс познакомиться с Марком Цукербергом, договориться о собеседовании в Amazon или продать свой продукт Google. Но почему же вон тот парень уезжает с конференции с пустыми руками, а этот с предложением о работе, новыми партнерами и Сатьей Наделла в друзьях в Facebook? Чем так хороши эти крутые спикеры и нетворкеры?
1. Порядок в голове
Они ясно видят свои цели и задачи. Знают, в чем они эксперты, и где нужно прокачаться. Понимают, кто может помочь им в достижении целей и что предложить взамен. Это придает всему, о чем они говорят, структурность и четкость. На конференции в Барселоне я была свидетелем заключения сделки в лифте: за 60 секунд неизвестные стартаперы успели распознать по бейджу сотрудника eBay, рассказать про проблемы, которые решает их продукт, и договориться о сотрудничестве.
Мне помогает: составление mind-карт, подход к целеполаганию SMART, метод приоритезации MoSCoW, Матрица Эйзенхауэра
Книга: «Номер 1: как стать лучшим в том, что ты делаешь», Игорь Манн.
2. Страсть
Любовь к работе и продукту не подделаешь. Если настоящая, она легко передается воздушно-капельным путем, моментально оживляя все вокруг. Вы когда-нибудь слышали, как Марк Цукерберг рассказывает о написании кода? Это магия, блеск в глазах, вера в будущее. Можно взволновать, зажечь аудиторию ГОСТами по разработке ПО, а можно усыпить ее же перспективами искусственного интеллекта. Вопрос в том, что драйвит самого спикера.
Мне помогает: составление списков, что я люблю и умею, вдохновляющие люди вокруг, чтение, метод проб и ошибок.
Книга: «Ваше предназначение», Роберт Стивен Каплан.
3. Смелость
Мой знакомый из дублинского офиса Google — типичный интроверт. Когда он оказывается на сцене, то сразу признается: это его ночной кошмар, и возможно, он скоро упадет в обморок. Он моментально завоевывает симпатию зала: людям нравится думать, что кто-то нервничает больше них и не боится признаться в этом. Крутые спикеры и нетворкеры понимают, что страшен только первый шаг. Каждый выход на сцену или новое знакомство — как прыжок с парашютом — сначала сердце в пятки, а потом кайф от новых эмоций, куча фотографий в Facebook и зависть друзей. Только в первом случае риск сломать ноги намного меньше.
Мне помогает: подготовка и репетиции, спорт, техники правильного дыхания, представление, что в аудитория заполнена друзьями (не работает, если у тебя нет друзей).
Книга: «Как разговаривать с кем угодно, где угодно и о чем угодно», Ларри Кинг.
4. Умение выходить из своей головы
Кажется, что они меньше нервничают и ничего не боятся, так как во время раздачи харизматичности и обаяния стояли первыми в очереди. Возможно, но не только поэтому. Когда мы волнуемся, мы сосредоточены на себе: как мы выглядим, как говорим, как двигаемся. Хороший спикер и нетворкер концентрируется на аудитории, на том, как помочь ей. Отличные инструменты для этого — взгляд в глаза, вопросы аудитории в зале. Но главное — перенос именно внутреннего внимания. Видеть собеседника, а не просто смотреть на него. Слышать, а не просто слушать.
Мне помогает: развитие эмоционального интеллекта, техники актерского мастерства, медитация, упражнения на развитие внимательности.
Книги: «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», Дэниел Гоулмен. «Осознанность. Как обрести гармонию в нашем безумном мире», Марк Уильямс и Денни Пенман.
5. Желание отдавать
Есть много способов быть полезным: поделиться инсайдом, статьей, познакомить с нужным человеком, рассказать, как взломать Instagram Эммы Уотсон. Чаще всего хорошие отношения гораздо выгоднее, чем одноразовая сделка. На своей первой конференции в Лондоне я познакомилась с евангелистом Amazon. После короткого разговора он поинтересовался: «Какие твои задачи на конференции? Как я могу тебе помочь?» Мое упоминание любой компании он говорил «О, я могу тебя познакомить с ними» и представлял меня нужному человеку. Когда я спросила, откуда он знает всех этих людей, он сказал: «Нетворкинг — это как собирание пазла. Каждый человек — это кусочек картины, и большинство из людей ищет кусочки, которые подходят конкретно к ним. Ограничиваются областью вокруг себя. Мне же нравится сводить людей друг с другом, собирать пазлы в разных углах картины. Поэтому мой пазл гораздо больше».
Мне помогает: выполнение предыдущих 4 пунктов.
Книга: «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга», Кейт Феррацци, Тал Рэз.
Кстати, это абсолютно интернациональные черты, которые я одинаково замечаю и в китайцах, и в американцах, и в русских. Необязательно быть хорошим нетворкером или спикером, чтобы обладать этими качествами. Но, развивая их, вы неизбежно станете увереннее, счастливее и, возможно, разбогатеете на тех самых фотках Эммы Уотсон.
Бонус напоследок: в этом видео я рассказываю, какие вечеринки проводят Google с Facebook, как на них знакомиться с людьми и что нужно сделать, чтобы выиграть приз от Mail.Ru Group.
Автор: Olga_ol