Крупнейший телевизионный спутниковый оператор «Триколор ТВ» собирается запускать собственную игровую приставку в четвёртом квартале 2015 года. Roem.ru выяснил у причастных к созданию национальной консоли и экспертов игрового рынка, захотят ли абоненты «Триколора» убивать оленей не вставая с дивана и насколько перспективно собирать технику в России, а не в Азии.
***
«Представьте: смотрит человек матч «Лиги чемпионов», а ему в перерыве предлагают сделать ставку у виртуального букмекера, посмотреть запись наиболее динамичных моментов прошедшего тайма, узнать статистику, посмотреть «рекап» других матчей, которые идут параллельно, а после этого сыграть в условно-бесплатный футбольный менеджер — насколько повысится в его глазах «ценность» подобного устройства?» — рассуждает Вадим Милющенко, главный редактор Kanobu.
О готовящейся к выходу приставке «Триколор ТВ» разработки GS Group стало известно в мае нынешнего года. Директор по стратегическому маркетингу GS Group Андрей Безруков тогда заверял «Ведомости», что до конца года они продадут несколько тысяч приставок, а к концу 2017 – 500 000.
Инвестиции в разработку приставки Безруков оценил в «сотни миллионов рублей», а ориентировочная цена должна была составить 8000 рублей. Однако, как говорят в компании, в связи с курсом валют цена будет корректироваться. Для сравнения — цена на базовую модель Wii U начинается от 14 000 на «Яндекс.Маркете», Xbox One — от 24 000, Android-консоль Ouya торгуется за $99 на сайте производителя.
Главред Kanobu Вадим Милющенко считает, что разница между 8 000 и 15 000 для такого устройства ощутимая, но не принципиальная: всё зависит от контентного предложения и позиционирования.
«Контент решит все, в том числе, вопрос цен. Ну и, конечно, позиционирование на самих кабельных телеканалах. Если GS Group сможет собрать пул крутых партнеров, то цена в 12-15 тысяч не испугает конечного потребителя — было бы что потреблять».
Суммарная аудитория по количеству устройств может достигнуть 10-12% от абонентской базы «Триколор ТВ» на третий год реализации проекта, если будет запущена программа обмена старой спутниковой телеприставки на новую с доплатой, по оценке Милощенко. В пятилетней перспективе, продолжает он, аудитория может достигнуть 20% в зависимости от контента и маркетинга.
Сейчас над «железной» составляющей для консоли работает GS Group, сборка — за рубежом. После первой партии планируется создание собственного производства в Калининградской области на предприятиях «Технополиса GS» (генеральный инвестор – GS Group). Там производится потребительская электроника под брендом General Satellite.
С помощью гаджета можно будет и принимать спутниковый сигнал, и играть в игры. Консоль сможет работать одновременно для двух телевизорах: на одном - как ТВ-приставка, на другом - как приставка игровая.
В числе игр могут быть как автономные проекты, для которых не будет требоваться подключение к сети, так и онлайн-проекты, например, ММО-игры. На консоль будет предустановлено 20 игр различных жанров, поясняет Roem.ru руководитель игрового проекта GS Group Татьяна Михалевская. Большую часть игр будут составлять портированные известные хиты.
Консоль будет работать под операционной системой Android. На платформе будут игры с управлением джойстиком или пультом с функцией Air Mouse - сегодня разрабатывается большое количество таких игр для Android OS, говорит Михалевская.
Первым разработчиком игр для новой платформы стала компания Sperasoft совместно с телекомпанией «Первый ТВЧ» (входит в холдинг GS Group), говорит старший директор по предоставлению услуг геймдев-компании Sperasoft Денис Ларкин. Первой родной игрой на платформе станет «Настоящая русская охота».
Михалевская подчеркнула, что приложения для телесмотрения пока будут только родные, от «Триколора». Хотя технически возможно добавить приложения и от других разработчиков.
Платформа построена таким образом, что в ней есть возможность для монетизации игр различными способами. GS Group не отдает предпочтение какому-либо определенному способу; с каждым проектом, каждой игрой и каждым разработчиком обсуждают индивидуальные условия, говорят в компании.
Перспективы
Консоль «Триколора» столкнётся с жёсткой конкуренцией со стороны Xbox, PS4, готовящейся к выходу Steam Machine, а также устройствами VR и AR, рассуждает аналитик игрового направления Mail.Ru Group Илья Марьясов о планирующемся переносе производства. «Инвестиции в производство локального контента кажутся более перспективными при попытке ориентироваться на региональный рынок», — добавляет он.
Потенциально консоль «Триколора» могут рассчитывать на большую аудиторию. Активная абонентская база ТВ-оператора — 11,01 млн домохозяйств, при зрительской аудитории — около 40 млн человек. Однако Марьясов говорит, что необходимо правильное позиционирование, чтобы заинтересовать аудиторию:
Исторически консоли привлекали пользователей двумя основными методами: в качестве непосредственно игровой консоли, и в качестве домашнего медиа-центра. Пока что можно с уверенностью говорить о том, что в качестве игровой консоли устройство «Триколора» проигрывает лидерам рынка как по контенту, так и по игровым сервисам. Что же касается медиа-центра, не очень понятно, в чем отличие данного устройства от Смарт-ТВ, которое, по сути, выполняет ту же функцию. Как следствие, получаем весьма специфическое устройство, которое пока не обладает достаточным количеством привлекательного игрового контента, и в лучшем случае повторяет уже имеющиеся сторы контент-провайдеров.
Игры и телесмотрение — две совершенно разных активности, подчёркивает бывший генеральный продюсер Game Insight Леонид Сиротин, и смешивать их — ошибка, несмотря на то, что происходят они на одном экране и в одной, казалось бы, гостиной. Сиротин также сомневается в том, что консоли удастся завоевать существенное количество почитателей, и добавляет:
Безотносительно рассуждений о долях рынка, в которых я не силен, очень много пунктов в описании затеи смущают – игры собственной разработки, венчурный фонд, пересечение контента программ и игр. Если бы речь шла просто о создании дополнительного, как говорится, value для аудитории канала, то здесь можно было бы пожать плечами и протянуть «оооок». Пока же консоль позиционируется как некое самостоятельное бизнес-начинание, а в этом виде мы не найдем в мире успешных аналогов, даже если очень постараемся.
Приучить потребителя вместо 10-минутного блока рекламы во время шоу «Голос» пойти и поиграть в виртуальный «Голос» — это вполне осуществимая задача, считает главред Kanobu Вадим Милющенко.
Я разговаривал с профессионалами рынка, многие позитивно смотрят на устройство, есть те, кто сомневается в необходимости переноса своих игр на него (что тоже вполне понятно). Насколько я понимаю, GS Group готова «покупать» игры и предоставлять определенные финансовые гарантии ведущим разработчикам — здесь уже все зависит от того, о каких суммах идет речь. Для небольших издателей и инди — это еще одна платформа, где определенное время у них не будет серьезной конкуренции (это все-таки не AppStore). Поэтому, думаю, с контентом проблем не будет.
Аудитория «Триколора» уже имеет приставку, которая исправно показывает ТВ, и убедить поменять ее на такую же, но с играми за ощутимую доплату будет непросто, рассуждает гейм-продюссер HeroCraft Сергей Копов. По его мнению, было бы больше шансов на успех, если бы приставку меняли бесплатно. Тем не менее он также думает, что разработчики для платформы найдутся:
Любой новый игрок должен инвестировать значительные средства, чтобы привлечь разработчиков. Чаще всего в таких случаях разработчикам предлагают минимальные гарантии дохода, что однозначно заинтересует средние и мелкие студии. Тем более доработка игр под их консоль дело не трудоемкое, ведь внутри все тот же Android. Что касается нашей компании, то мы уже ведем переговоры о портировании нескольких наших игр.