Антон Мальгинов, руководитель юридического департамента Mail.Ru Group опубликовал в корпоративном блоге холдинга экспертное мнение MRG о принятом сегодня в 1-м чтении законопроекте № 804132−6. Мальгинов перечислил неприемлемые пункты будущего закона.
Чрезмерно широкий круг информации для удаления
Законопроект предусматривает обязанность по удалению ссылок на достоверную информацию, имеющую отношение к конкретному лицу, даже распространенную в соответствии с законом, более чем трехлетней давности.
Практически любые события в общественно-политической, культурной, экономической или иных сферах так или иначе связаны с информацией о конкретных людях. При этом требование об удалении ссылок на достоверную и законно распространенную информацию не обусловлено никакими иными критериями в отношении информации (например, негативный характер для заявителя и отсутствие ее значимости для других лиц и т. д.).
Кроме того, законопроект позволит удалять ссылки на доступные и законным образом созданные реестры и базы данных, средства массовой информации, что на практике может также привести к ограничению свободного обращения информации в целом.
Возложение контрольной функции на оператора поисковой системы
Оператор поисковой системы не является владельцем информации, ссылки на которую предоставляются поисковой системой. Поэтому оператор поисковой системы не имеет и не может иметь сведений, необходимых знаний или полномочий для установления фактических и иных обстоятельств, которые позволят ему сделать выводы о действительности или недействительности заявленной гражданином информации, фактическом сроке произошедших событий, соблюдении требований закона при размещении той или иной информации.
Возложение на оператора поисковой системы обязанности по квалификации информации в соответствии с обозначенными в законопроекте категориями по сути наделяет оператора контрольными функциями за оборотом информации, для реализации которых у оператора нет ни необходимого инструментария, ни полномочий.
Более того, в этой части происходит подмена функций государственных исполнительных и судебных органов дискреционными полномочиями частных (как правило), в том числе зарубежных, операторов поисковых систем.
Отсутствие необходимости предоставления URL
Формулировки закона предусматривают прекращение выдачи ссылок на информацию, а не на конкретные сайты или страницы. С практической точки зрения это означает, что поисковая система технически должна научиться определить информацию, ссылки на которую нельзя выдавать, найти такую информацию в интернете, заблокировать выдачу всех ссылок на все обнаруженные ресурсы, регулярно обновлять не только поисковый индекс, но и индекс информации, ссылки на которую нельзя выдавать.
Законопроект не предусматривает обязанность заявителя указывать конкретный адрес (URL) страницы, где содержится информация, ссылка на которую не подлежит выдаче. Вместе с тем, текущие алгоритмы работы требуют именно указания конкретного URL для исключения его из поисковой выдачи.
Определение поисковой системы
Из определения «поисковой системы» не понятно, распространяется ли такое определение на поисковые системы в рамках отдельных ресурсов или отдельных сайтов (например, поиск по сайту, поиск в почте, поиск по социальной сети и др.). Определение требует уточнения для исключения такого специального вида поиска, как поиск ресурса по сайту, поиск в почте, поиск по социальной сети и др.
Яндекс опубликовал похожую по звучанию и смыслу позицию накануне, 15 июня: «Позиция Яндекса по поводу законопроекта, ограничивающего право человека на поиск достоверной информации» → Roem.ru