Почему продажа HeadHunter за 10 млрд рублей обещает стать сделкой года

в 10:37, , рубрики: dst, headhunter, mail.ru group, бизнес-модели, поглощение, продажа активов, рекрутинг, российский рынок, сделка, слияния и поглощения, Эльбрус Капитал

26 февраля «Мегамозг» писал, что Mail.ru Group Limited сообщила о продаже сервиса для размещения вакансий и резюме HeadHunter.

Офис компании HeadHunter, расположенный в бизнес-центре недалеко от ВДНХ совсем не похож на «отдел кадров»: сотрудников посреди рабочего дня отпустили играть в лазертаг и видеоигры, на ресепшне раздают сорбет и соки, настольный футбол, хоккей и турники стоят по всем этажам, кто-то, развалившись на диване, бренчит на электрогитаре.

Сумма сделки по продаже HeadHunter консорциуму инвесторов под руководством «Эльбрус Капитал», ранее выступавшего в качестве одного из покупателей, составила 10 миллиардов рублей. Компанию, активы которой ограничиваются лишь сайтом по подбору персонала, оценили в сумму, в шесть раз превышающую ее годовую прибыль.

Почему все-таки компанию продали по такой цене?

Несмотря на кризис, сделка по продаже крупнейшего игрока рынка рекрутинга офисных сотрудников России, Украины, Казахстана, Белоруссии и Азербайджана стала одной из самых крупных за последние полтора года. Секрет успеха HeadHunter, которую за последние десять лет дорого продают уже второй раз, в том, что она стала компанией крупной и универсальной и, где бы ни начался рост, она сможет почувствовать его первой, пишут аналитики «Коммерсанта».

Михаил Фролкин и Юрий Вировец основали компанию в 2000 году. К 2005 году сайт hh.ru обогнал конкурентов в нише «белых воротничков», и стало возможным осуществить мечту основателей — выйти из бизнеса с хорошими деньгами. В 2007 году для компании нашелся покупатель в лице Digital Sky Technologies (DST) Юрия Мильнера и Алишера Усманова, которая как раз делала активные покупки в Рунете. Специально, чтобы компанию можно было без ущерба для бизнеса передать новым владельцам, в 2007 году наняли Михаила Жукова из СИБУРа. В 2012 году DST переименовалась в Mail.ru и довела долю в HeadHunter до 100%.

Финансовые результаты

В 2013 году на HeadHunter пришлось 10% консолидированной выручки Mail.ru (сайт принес 2,76 миллиарда рублей) и 8% чистой прибыли (EBITDA составила 1,36 миллиарда рублей). Причем выручка выросла почти на треть по сравнению с предыдущим годом.

Однако в 2015 году выручка HeadHunter снизилась на 1,5% до 3,05 миллиарда рублей, показатель EBITDA сократился на 2,5%, до 1,5 миллиарда рублей по сравнению с результатом годом ранее.

При этом сама компания прогнозирует, что в 2017 году нарастит прибыль на 15%, а в 2018-м — на 10%.

В прошлом году, например, маржа составила 50%, подчеркивает аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. «Тогда же EBITDA выросла до 1,5 миллиарда рублей. Все это очень хорошие показатели», считает он. Кроме того, с момента покупки Mail.ru база резюме расширилась с 3 миллионов до 20 миллионов, а база вакансий — с 70 тысяч до 360 тысяч.

Несмотря на недавнее снижение, для нишевого, узкоспециализированного проекта такие финансовые результаты нельзя назвать скромными, полагают эксперты «Коммерсанта».

Сделка выгодна всем

Mail.Ru Group собиралась продать HeadHunter консорциуму инвесторов под руководством «Эльбрус Капитал» еще в 2014 году, но на тот момент у него отсутствовала необходимая для поглощения сумма. В результате падения курса рубля актив удалось приобрести не за $210 миллионов, как предполагалось, а за $139 миллионов. Но интересы компании Mail.ru от этого не особенно пострадали, так как компанию она продала вдвое дороже, чем купила.

Эксперты считают, что компания могла быть продана и дороже. Но у «непосвященных» факт продажи 10 миллиардов рублей компании, не имеющую производственных активов и даже не производящую никаких модных гаджетов, вызывает удивление.
«На 2014 год мы прогнозировали 3,5 миллиарда рублей, а в реальности, скорее всего, вышло порядка 3 миллиарда. Таким образом, актив оценен приблизительно в три выручки», рассказывает Леонид Делицын, аналитик Группы компаний «ФИНАМ».

Мультипликатор P/S лидирующего в отрасли ресурса, LinkedIn — выше, он составляет 5,2. Однако LinkedIn — единственный в своём роде.

Ветеран сектора онлайн-вакансий — Monster.com уже почти ничего не стоит, с 2000 года стоимость его акций упала в 40 раз. То есть нельзя сказать, что на глобальном рынке вакансий сейчас есть место для всех.

«Конечно, избавляясь от HeadHunter, холдинг Mail.Ru получает кэш и упрощает управление холдингом, но эти причины недостаточны для того, чтобы избавляться от прибыльного актива дёшево. Спешить холдингу некуда — никто не понуждал его избавиться от HeadHunter.

Покупая HeadHunter с неплохим мультипликатором, «Эльбрус Капитал», по-видимому, держит в уме некий план, который позволит активу быстро расти. Что это за план — неизвестно, но, может быть, имеется в виду какой-нибудь мобильный сервис», заключает господин Делицын.

«Покупка HeadHunter говорит о том, что инвесторы уверены: тяжелые времена на российском рынке в обозримом будущем закончатся. Компания мобильна в отношении рынков, на которых она работает, и собирается выходить на рынки других стран — это значит, что, где бы ни начался рост — в IT, или в биотехнологиях, или в других перспективных сферах,— он отразится на прибыли HeadHunter», утверждает международный финансовый консультант Исаак Беккер.

Автор: semen_grinshtein

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js