Обычно серьезные научные разработки ассоциируются с НИИ и профессорами (в крайнем случае, аспирантами). В действительности в Университете ИТМО стать настоящим ученым можно уже в магистратуре — для этого есть целый ряд научных магистерских программ. О том, что это за программы, мы поговорили с Анной Веклич, первым заместителем председателя Приемной комиссии, начальником Департамента по стратегическим коммуникациям Университета ИТМО.
В этом материале: как выглядит современный молодой ученый и почему он должен уметь программировать, чем научная магистратура отличается от обычной, к чему нужно быть готовым, поступая туда, и как выглядит путь в большую науку для студента Университета ИТМО.
Про научную магистратуру
Что значит «научная магистратура»?
Магистратура – это ступень образования, которая априори включает в себя исследовательскую деятельность. Поэтому абсолютно все образовательные программы магистратуры (вне зависимости от тематики) можно назвать исследовательскими — в широком смысле. Однако цели поступления в магистратуру у студентов разные — кто-то хочет после учебы создать свой бизнес, кто-то — получить возможность работать в крупной компании, а кто-то решает продолжить образование в аспирантуре и сделать карьеру в науке.
Поэтому год назад в Университете ИТМО появилась градация всех магистерских программ на четыре типа:
- научная магистратура – основа для роста научной деятельности вуза и компаний;
- индустриальная магистратура – совместные программы с лидерами индустрии;
- корпоративная магистратура — совместные программы с отдельными крупными бизнесами;
- магистратура перспективных направлений — новые программы в рамках развития отраслей, где, возможно, пока еще нет корпоративного/индустриального заказчика, но вуз готов проактивно подойти к построению нового образовательного процесса.
Выпускники научной магистратуры нацелены на поступление в аспирантуру и продолжение исследовательской деятельности: либо в статусе научного работника или преподавателя в университете (в обязанности преподавателей также входит научная деятельность), либо в исследовательских центрах и R&D-отделах компаний.
Бизнесы не меньше вузов заинтересованы в начинающих исследователях — сейчас, например, популярным направлениями для «корпоративных научных разработок» являются дизайн новых функциональных материалов, лазерные технологии, приложения нанотехнологий в фотонике, передача и хранение больших данных.
Что важно знать об исследовательском направлении будущему студенту?
В исследовательской магистратуре мы фокусируемся на создании максимально благоприятных условий для развития студентами их научных проектов. А для того, чтобы научиться проводить исследования, лучше всего много взаимодействовать с теми, кто ими сейчас занимается и готов своими знаниями поделиться. Курсы по специальности разрабатывают и читают ученые, которые в настоящее время ведут серьезные исследования по соответствующей теме. В том числе приглашенные профессора.
Студенты обязательно участвуют в международных семинарах, школах и конференциях. Предполагается, что успешные студенты, в зависимости от темы проекта, проходят стажировки и практики у одного из российских или зарубежных академических или индустриальных партнеров (у каждой программы имеется внушительный их список).
Помимо готовности вести научную работу, магистрантам важно владеть английским — в том числе «в сфере профессиональной коммуникации». Это жизненно необходимо для того, чтобы вести научную работу в международных исследовательских группах, общаться с зарубежными коллегами и изучать необходимую литературу (многие полезные в работе книги и пособия издаются в первую очередь на английском). Студентам научной магистратуры очень важно быть «морально готовыми» усваивать большое количество информации, поступающей из разных источников, и использовать ее для развития своего проекта.
Насколько важно молодым ученым разбираться в программировании?
Другой универсальный навык, необходимый начинающим ученым, — программирование. Оно значительно облегчает жизнь исследователя — чем лучше он умеет программировать, тем проще и быстрее справляется с трудоемкой частью работы (технической стороной расчетов), и тем больше времени у него остается на интересное — исследование нового. Задач, «завязанных» на разработке в современной науке много, и чем дальше студент продвигается от фундаментальных вопросов к собственной исследовательской работе, тем их становится больше.
Учитывая это, программированию уделяется особенно много внимания в рамках тех программ научной магистратуры, которые развиваются на стыке разных дисциплин. Одной из таких программ, например, является «Биоинформатика и системная биология» (открыта в этом году). Абитуриентами программы будут выпускники биологических специальностей. Помимо сравнительной геномики и метагеномики, популяционной и медицинской генетики (и других профильных направлений) их будут обучать программированию на Python и R и основам машинного обучения.
Кроме того, все магистранты Университета ИТМО изучают общеуниверситетский блок дисциплин «Цифровая культура». Его цель — показать, что любой современный ученый, вне зависимости от выбранного направления, должен разбираться в информационных технологиях и быть «немного айтишником».
Какие еще программы Университета ИТМО ориентированы на подготовку ученых?
Образовательные программы научной магистратуры есть практически на каждом мегафакультете. Спектр тем при этом очень широкий: от разработки алгоритмов в области машинного обучения до оптики.
Одна из таких программ была открытая в этому году на мегафакультете фотоники — это «Функциональные материалы оптоэлектроники». В рамках программы студенты ведут исследования в одном из двух направлений: разработка новых материалов со специальными свойствами либо исследование полупроводниковых наноструктур для фотоники.
Обучение там (как и на других программах научной магистратуры) идет только на английском, руководителями являются ученые, известные как в России, так и в мире (А.Е. Романов, руководитель транснационального научно-образовательного центра перспективных методов исследования материалов, и В.Г. Дубровский, профессор кафедры современных функциональных материалов Университета ИТМО).
Уже на момент поступления абитуриенты знают, что, став студентами этой программы, они будут включены в международную научную деятельность: это совместные исследования с зарубежными учеными, стажировки, командировки и обучение за границей в вузах-партнерах. Вузами-партнерами программы являются, например, Университет им. Блеза Паскаля во Франции, Калифорнийский Университет в Санта-Барбаре, США, Университет Балеарских островов в Испании.
Еще одна программа подобного плана — «Нанофотоника и метаматериалы». В рамках этой программы магистранты участвуют в передовых исследованиях новых оптических материалов, методов оптического управления и взаимодействия света с веществом. Обучение только на английском языке.
В ходе обучения студенты сотрудничают с международным центром НИЦ нанофотоники и метаматериалов и рядом международных научно-исследовательских лабораторий, в том числе с Международной лабораторией «Прикладная радиофизика» (научный руководитель — Нико ван ден Берг, Медицинский центр Утрехта, Нидерланды), Международной лабораторией «Фотопроцессы в мезоскопических системах» (научный руководитель — Иван Шелых, Университет Исландии), Международной лабораторией «Метаматериалы» (научный руководитель — Юрий Кившарь, профессор Австралийского национального университета) и другими.
Про путь в большую науку
Почему молодым людям сейчас интересно идти в науку, заниматься исследованиями? Как сейчас выглядит «современный молодой ученый»?
Наука – это возможность решать задачи, которыми до этого еще никто не занимался. На волне популяризации науки быть умным, быть исследователем снова стало модно — поэтому современные молодые ученые, как ни странно, не меньше других любят быть в центре внимания.
Научная магистратура при этом дает возможность не просто «заниматься наукой», а работать над реальными проблемами, которые исследуют ученые в России и за рубежом. Современный молодой ученый почти всегда работает над интердисциплинарными задачами (на стыке трех и более научных областей) в кооперации со своими единомышленниками и коллегами со всего мира.
Жизнь такого специалиста подразумевает динамику передвижения и свободу в выборе идей, компаний, университетов, научных коллективов. При этом ему не нужно уезжать за границу на ПМЖ, так как ровно те же условия (в том числе финансовые) у него есть в России.
В частности, выпускники исследовательской магистратуры в 90-100% случаев поступают в аспирантуру и параллельно работают. Средний уровень дохода начинающих ученых в 1,5-2 раза выше, чем у выпускников других программ, и сравним с окладом IT-специалистов.
Все это связано с тем, что зарплата молодого ученого формируется из нескольких источников: небольшая нагрузка в рамках преподавательской деятельности плюс участие в грантах, плюс премирование за научные статьи в высокорейтинговых журналах, индивидуальные стипендии и проч. Такой подход позволяет стартовать с зарплаты в 80 000 рублей и выше — но для этого, безусловно, нужно много работать и проявлять инициативу — участвовать в исследованиях, писать статьи, подавать заявки на гранты, посещать конференции и получать удовольствие от научной работы.
Как научная магистратура облегчает дальнейший «путь в науку»?
После исследовательской магистратуры поступить в аспирантуру, чтобы продолжить двигаться по выбранному пути, действительно легче. У таких магистрантов больше возможностей для участия в реальных научных исследованиях, они чаще ездят на стажировки в зарубежные вузы, пишут статьи.
Поэтому, на момент подачи документов в аспирантуру у них на руках уже есть сильное портфолио — на него обращают внимание как при подаче документов, так и при сдаче экзамена по специальности (до экзамена комиссия получает набор всех достижений и может увидеть полный портрет абитуриента). Сами же условия поступления в аспирантуру для всех одинаковые — на условия конкурса или особенности поступления факт учебы в научной магистратуре не влияет.
Кроме того, сильное портфолио и багаж знаний помогают выпускникам исследовательской магистратуры поступить на совместные программы аспирантуры с зарубежным вузом-партнером и в итоге получить «двойной диплом» (степень PhD). Шансов поступить на такие программы у ребят, имеющих опыт работы с зарубежными вузами, намного больше.
Так, например, Дмитрий Поторочин стал первым аспирантом, который начал обучаться по совместной образовательной программе между Университетом ИТМО и Фрайбергской горной академией. В рамках этого проекта он состоит в международной исследовательской группе, которая использует в своей работе XFEL, самый крупный в мире лазер на свободных электронах.
Есть ли у таких магистров возможность реализовать себя вне вуза?
Выпускники научной магистратуры востребованы не только в вузах, но и среди частных компаний и организаций, которые развивают инновации и имеют свои исследовательские центры. Среди таких, например, Физико-технический институт имени А.Ф. Иоффе РАН, ЗАО «Научно-производственное объединение специальных материалов», ОАО «ИНТЕР РАО Светодиодные Системы», ОАО «Радиотехнический институт им. академика А.Л. Минца», ООО «Коннектор Оптикс», ООО «Софт-Импакт» и другие.
С другой стороны, выпускники научной магистратуры могут и сами влиять на рынок — создать собственную технологическую компанию, как, например, это сделал выпускник Университета ИТМО Артур Глейм, руководитель проекта «Квантовые коммуникации» (об их разработках мы уже рассказывали здесь: 1 и 2).
Кстати, до 30 апреля на мегафакультете фотоники Университета ИТМО продолжается сбор заявок на конкурс «Науке нужен ты!». В рамках конкурса абитуриенты могут поступить на бюджет в магистратуру по направлениям: «Функциональные материалы оптоэлектроники», «Светодиодные технологии» или «Оптоэлектроника». Для участия в первом конкурсном этапе достаточно подготовить резюме, мотивационное письмо и список пройденных дисциплин с указанием сведений об успеваемости.
Желаем удачи участникам конкурса и ждем вас в числе магистрантов и ученых Университета ИТМО!
Автор: itmo