State Space Models. Mamba

в 13:56, , рубрики: AI, chatgpt, deep learning, machine learning, neural networks, Transformers, глубокое обучение, машинное обучение, нейронные сети
State Space Models. Mamba - 1

Привет, Habr!

Ни для кого не секрет, что доминирующей на данный момент архитектурой в области Deep Learning являются трансформеры. Они произвели настоящий фурор и стали основой для самых известных LLM. На данный момент они используются почти во всех фундаментальных моделях, от тех, что с открытым исходным кодом, таких как Mistral, до закрытых, таких как ChatGPT. Однако, трансформеры не лишены некоторых недостатков. Сегодня мы разберём архитектуру под названием Mamba, которая претендует на то, чтобы стать соперником трансформеров и решить их уязвимости.

Главной проблемой оригинального трансформера является квадратичная вычислительная сложность алгоритма, из-за чего с ростом размера входной последовательности сильно увеличиваются требования к вычислительным мощностям и памяти.

В ответ на этот вызов, в декабре 2023 года была представлена научная работа и  архитектура Mamba. С тех пор, прошло уже достаточно много времени, модель доказала свою жизнеспособность, а количество её улучшений и попыток объединения с трансформерами (например: Jamba, FalconMamba) растёт с каждым днём. Одно только количество цитирований оригинальной статьи не даёт пройти мимо работы. Она заинтересовала нас, поскольку недавно мы выпустили GigaCheck, и у нас есть гипотеза, что дискриминатор на кардинально другой архитектуре может показать интересные результаты  в задаче определения авторства текста. Поэтому мы подробно разобрались в Mamba, достаточного с много ней поработали и теперь хотим рассказать о ней вам.

Достаточно большое число цитирований для ML-сообщества (но всё ещё далеко до Attention Is All You Need)

Достаточно большое число цитирований для ML-сообщества (но всё ещё далеко до Attention Is All You Need)

План

  1. RNN

  2. SSM

  3. Linear State Space Layer

    1. Дискретное представление

    2. Рекуррентное представление

    3. Свёрточное представление

    4. Три представления. А если объединить?

  4. Mamba (S6)

    1. Какую проблему решали авторы?

    2. Добавление селективности

    3. Сканирование

    4. Аппаратная сторона вопроса

    5. Mamba-блок

    6. Метрики

  5. Заключение

  6. Материалы

RNN

Перед тем, как перейти к целевой архитектуре, кратко опишем предтечи — рекуррентные нейронные сети. Алгоритм основан на том, чтобы прогнать всю входную последовательность через скрытые состояния, которые мы постоянно обновляем. На каждом шаге такая нейросеть получает на вход последовательность слов, обновляет своё состояние и выдаёт первый ответ, после чего передаёт полученный ответ снова на вход, опять обновляя скрытое состояние и генерирует новый ответ. Повторяя так несколько раз, мы можем сгенерировать полноценный ответ.

 Схема работы RNN и их недостаток: последнее скрытое состояние, когда было получено имя «Maarten», уже не содержит информации о слове «Hello»

 Схема работы RNN и их недостаток: последнее скрытое состояние, когда было получено имя «Maarten», уже не содержит информации о слове «Hello»

Однако, у RNN есть недостаток — такие модели имеют тенденцию забывать информацию со временем, поскольку учитывают только одно предыдущее состояние. Но RNN обладают и преимуществами — они линейны (от размера последовательности) по скорости работы и константны по памяти. Но им всё-таки не хватает точности, которой обладают трансформеры.

SSM

Для решения проблемы забывания в RNN, была использована новая архитектура State Space Model. Это модель, используемая для описания представлений скрытых состояний и предсказания того, каким может быть следующее, в зависимости от некоторых входных данных. Математически это можно описать с помощью системы уравнений, которая состоит из уравнения состояния и уравнения выхода.

 h'(t)=Ah(t) + Bx(t) — уравнение состояния

   y(t)=Ch(t) + Dx(t)— уравнение выхода

где,

  • x(t) — отображает входную последовательность;

  • h(t) — латентное представление состояния;

  • y(t) — предсказанная выходная последовательность;

  • A — главный параметр (отвечает за то, как мы преобразуем память с течением времени);

  • B — параметр преобразования входа;

  • C — параметр преобразования выхода;

  • D skip connection.

Уравнение состояния с помощью матриц A и B описывает, как состояние изменяется под влиянием входных данных.

Схема работы SSM

Схема работы SSM

Уравнение состояния с помощью матриц A и B описывает, как состояние изменяется под влиянием входных данных.

Визуализация уравнения состояния

Визуализация уравнения состояния

Уравнение выхода описывает, как состояние переводится в выход (через матрицу C) и как вход влияет на выход (через матрицу D).

Визуализация уравнения выхода

Визуализация уравнения выхода

Примечание: Матрицы A, B, C и D являются обучаемыми параметрами

Объединив всё описанное выше:

Итоговая схема работы SSM

Итоговая схема работы SSM

Таким образом, вся система работает выглядит так:

  • входной сигнал сначала умножается на матрицу B, которая описывает, как входные сигналы влияют на систему;

  • происходит обновление скрытого состояния. Мы умножаем состояние на матрицу A, которая описывает, как связаны все внутренние состояния. Матрица A применяется перед созданием представлений состояний и обновляется после того, как представление было обновлено;

  • затем, мы используем матрицу C, чтобы описать перевод в выходной сигнал;

  • матрица D — это Skip Connection, который используется, для борьбы с затуханием градиентов внутри сети.

Linear State Space Layer

Дискретное представление

Уравнения состояний, описанные выше, имеют непрерывный вид, что является проблемой из-за того, что на вход мы хотели бы подавать дискретные данные. Поэтому, нам необходимо дискретизировать SSM. Для решения используется техника названием «экстраполятор нулевого порядка», которая работает следующим образом: когда мы получаем на вход дискретный сигнал, то удерживаем его значение до тех пор, пока не получим новый.

Визуальное пояснение работы экстраполятора нулевого порядка при переходе от дискретного вида к непрерывному

Визуальное пояснение работы экстраполятора нулевого порядка при переходе от дискретного вида к непрерывному

Время удержания называется шагом дискретизации (∆) и является обучаемым параметром. Он представляет собой разрешение входного сигнала. Математически, экстраполятор нулевого порядка для нашего случая описывается следующим образом:

   overline{A}=e^{ADelta}

         overline{B}=frac{1}{A} (e^{ADelta} - I)B approx Delta B

И даёт нам итоговое выражение в следующем виде:

 h_k=overline{A}h_{k-1} + overline{B}x_k

  y_k=Ch_{k} + Dx_k

# b — размер батча
# l — длина входной последовательности
# d_in — размер эмбеддинга входных данных
# n — размер тензоров B и C
# u — входные данные

# Дискретизация матрицы A
deltaA = torch.exp(einsum(delta, A, 'b l d_in, d_in n -> b l d_in n'))

# Дискретизация матрицы B
deltaB_u = einsum(delta, B, u, 'b l d_in, b l n, b l d_in -> b l d_in n')
x = torch.zeros((b, d_in, n), device=deltaA.device)
ys = []

# Проходимся по всей последовательности и получаем выходы
for i in range(l):
   x = deltaA[:, i] * x + deltaB_u[:, i]
   y = einsum(x, C[:, i, :], 'b d_in n, b n -> b d_in')
   ys.append(y)
y = torch.stack(ys, dim=1)
y = y + u * D

Полученное выражение даёт нам возможность перейти от непрерывной SSM к дискретной SSM. Таким образом, мы переходим от преобразования функция-функция, x(t) → y(t) к преобразованию последовательность — последовательность, xₖ → yₖ. Соответственно, теперь A и B дискретизированные параметры, а вместо времени t мы используем конкретные точки k.

Переход от непрерывной SSM к дискретной. Теперь мы подаём на вход дискретные значения и получаем дискретный выход.

Переход от непрерывной SSM к дискретной. Теперь мы подаём на вход дискретные значения и получаем дискретный выход.

Рекуррентное представление

Имея дискретное представление мы можем вернуться к идее рекуррентности,  реализованной в RNN. Теперь, мы можем брать конкретные входные значения и обрабатывать их с помощью SSM.

На каждом шаге мы вычисляем, как текущие входные данные (Bxₖ) влияют на предыдущее состояние (Ahₖ₋₁), а затем рассчитываем предсказанный выход (Chₖ)

На каждом шаге мы вычисляем, как текущие входные данные (Bxₖ) влияют на предыдущее состояние (Ahₖ₋₁), а затем рассчитываем предсказанный выход (Chₖ)

Если проиллюстрировать это графически, то получим схему очень похожую на RNN, но с дополнительными обучаемыми параметрами.

Сравнение RNN и SSM

Сравнение RNN и SSM

Развернём эту схему, чтобы увидеть её более подробно.

SSM в упрощённом и развёрнутом виде

SSM в упрощённом и развёрнутом виде

Свёрточное представление

Если рассмотреть подробнее, как изменяется наша система и её уравнения с течением времени, то можно увидеть, что система уравнений разрастается для каждого состояния и имеет повторяющиеся паттерны.

Преобразование уравнений состояний и выхода с течением времени

Преобразование уравнений состояний и выхода с течением времени

Для упрощения этих выражений мы можем собрать все обучаемые параметры в виде ядра свёртки и перейти к свёрточному представлению. По сути, мы переходим к использованию свёрточной нейронной сети (CNN), но для 1-D тензора.

Пример обработки последовательности свёрткой

Пример обработки последовательности свёрткой

Если записать это всё математически, то получим следующее выражение:

Переход к свёрточному виду, теперь все параметры у нас собраны в ядро K

Переход к свёрточному виду, теперь все параметры у нас собраны в ядро K

Итоговое уравнение для выходного сигнала теперь выглядит крайне просто и элегантно, а главное, что теперь мы можем использовать преимущество CNN — параллельное обучение на видеокарте, в отличие от обычных RNN. Однако, из-за фиксированного размера ядра свётки, при такой реализации скорость их инференса не такая быстрая и неограниченная, как у RNN.

Небольшой пример, как ядро свёртки работает на практике. Мы можем использовать его для перебора каждого набора слов и вычисления выходного результата. Для того чтобы длина выходной последовательности имела такую же размерность, как и входная добавим паддинг с нулевыми значениями, которые не будут вносить изменения. После этого, производим операцию свёртки с первым элементом:

State Space Models. Mamba - 33

На следующем шаге мы смещаем ядро свёртки для получения следующего ответа:

State Space Models. Mamba - 34

Смещаем ещё раз для получения финального результата:

State Space Models. Mamba - 35

Так мы получили решение, которое поможет нам быстрее обучать SSM, но имеет недостатки при инференсе, можем ли мы их как-то решить?

Три представления. А если объединить?

На данный момент мы имеем три разных представления SSM. А именно: непрерывное, рекуррентное и свёрточное. С непрерывным и его дискретизацией, мы уже разобрались, остались рекуррентное и свёрточное. Они имеют различные преимущества и недостатки.

Рекуррентное:

  • плюс: быстрый инференс за счёт линейной вычислительной сложности;

  • минус: нельзя распределить вычисления на видеокарте при тренировке.

Свёрточное:

  • плюс: можно распределить на видеокартах при тренировке;

  • минус: ограниченная длина контекста.

Преимущества и недостатки представлений

Преимущества и недостатки представлений

Однако, мы можем проделать изящный трюк и использовать сразу оба представления, просто для разных задач. При обучении мы можем использовать свёрточное, которое можно распараллелить, а во время инференса — рекуррентное. Таким образом мы получаем архитектуру, которая называется: Linear State-Space Layer (LSSL).

Использование разных представлений в зависимости от задачи

Использование разных представлений в зависимости от задачи

У этих представлений есть одно важное свойство — линейная инвариантность во времени. Она гласит, что параметры SSM (A, B и C), фиксированы для всех временных интервалов. Это означает, что матрицы A, B и C одинаковы для каждого слова, генерируемого SSM. Другими словами, независимо от того, какую последовательность вы задаете SSM, значения A, B и C остаются неизменными. Мы имеем статическое представление, которое не учитывает содержимое.

Mamba (S6)

Мы рассмотрели концепции, которые послужили основной для разработки Mamba. Перейдём же к самой архитектуре и разберёмся, что конкретно улучшили авторы. SSM может использоваться для генерации текстовых последовательностей, но при этом имеет ряд недостатков (о них будет описано ниже), которых мы хотели бы избежать. Поэтому, разберём два основных улучшения, которые были добавлены:

  • алгоритм селективного сканирования, позволяющий модели фильтровать нерелевантную информацию;

  • аппаратно-ориентированный алгоритм, позволяющий эффективно хранить (промежуточные) результаты путем параллельного сканирования, слияния ядер и повторных вычислений.

Вместе все эти улучшения привели к созданию селективной SSM или S6, которую можно использовать, как attention блоки в трансформере, для создания Mamba-блоков. Прежде чем перейти к рассмотрению двух основных улучшений, давайте сначала разберёмся, зачем они нужны.

Какие проблемы решали авторы?

SSM обладает некоторыми недостатками, снижающими её эффективность при решении задачи языкового моделирования. В частности, отсутствует механизм, позволяющий фокусироваться на определенных фрагментах входных данных или игнорировать их. Мы можем проиллюстрировать это на примере двух задач: выборочного копирования и индукции.

В задаче выборочного копирования целью SSM является копирование значимых частей входного сигнала и вывод их по порядку:

Пример задачи выборочного копирования. Из всей последовательности нам важны только слова cats и yarn

Пример задачи выборочного копирования. Из всей последовательности нам важны только слова cats и yarn

Она плохо справляется с этой задачей, поскольку инвариантна к линейному времени. Как мы уже писали, матрицы A, B и C одинаковы для каждого слова, которое генерирует SSM, и, в результате, нет возможности выполнять рассуждения о содержании. Это проблема, поскольку мы хотим, чтобы SSM могла выделять значимые части из входной последовательности.

Вторая задача, с которой модель справляется плохо — это индукция, где целью является воспроизведение паттернов, найденных во входных данных:

 

Пример задачи на индукцию. Где сеть должна выдать разные результаты для двух похожих задач на сложение числе

Пример задачи на индукцию. Где сеть должна выдать разные результаты для двух похожих задач на сложение числе

Проиллюстрируем это на примере матрицы B. Независимо от того, какой входной сигнал x, матрица B остается неизменной и, следовательно, не зависит от x:

 

В SSM блоке матрица B не меняется, хотя на вход приходят разные данные

В SSM блоке матрица B не меняется, хотя на вход приходят разные данные

Аналогично, A и C также остаются фиксированными независимо от входных данных. То есть, мы никак не анализируем входные данные, а просто используем их все для обновления скрытого состояния.

Добавление селективности

SSM создаёт компактное состояние, которое эффективно сжимает всю историю в скрытое представление небольшого размера. Однако, по сравнению с трансформером, который не сжимает историю вовсе (используя вместо этого матрицу внимания), это гораздо менее эффективно. Mamba стремится получить лучшее из двух миров. Благодаря сжатой информации из скрытого состояния,, она использует небольшой объём данных, не уступающий при этом  трансформеру по количеству знаний:

State Space Models. Mamba - 41

Делает она это с помощью селективного выбора данных в скрытое состояние. Во входной последовательности часто присутствует информация, которая не имеет большого значения. Например стоп-слова (слова-связки): «или», «но», «затем», «потом», «что», «который» и т. п. Чтобы отбирать важные элементы последовательности, нам нужно, чтобы параметры зависели от входных данных. Для этого рассмотрим размеры входных и выходных данных в SSM-модели во время обучения:

Размеры одного батча входных и выходных данных в SSM

Размеры одного батча входных и выходных данных в SSM
Размеры матриц A, B и C в SSM

Размеры матриц A, B и C в SSM

В SSM матрицы A, B и C не зависят от входных данных, поскольку их размеры N и D статичны и не изменяются. Авторы Mamba сделали матрицы B, C и размер шага ∆ изменяемыми и зависимыми от длины входной последовательности (L) и размера батча (B) входных данных.

Описание изменений от авторов статьи. B,C и ∆ становятся зависимыми от входных данных, а до этого были просто обучаемыми параметрами

Описание изменений от авторов статьи. B,C и ∆ становятся зависимыми от входных данных, а до этого были просто обучаемыми параметрами

Это означает, что теперь для каждого входного слова матрицы B и C будут отличаться. Таким образом, мы получаем систему, которая теперь может решать, какие слова оставлять в скрытом состоянии, а какие игнорировать. Работает это следующим образом: 

  • Δ (размер шага дискретизации) — управляет балансом между тем, насколько сильно фокусироваться или игнорировать текущий вход;

  • при малом значении Δ, игнорирует конкретные слова и использует предыдущий контекст;

  • при большом значении Δ, фокусируется не на входных словах, а на контексте.

Примечание: размер матрицы A остается неизменным, поскольку мы хотим, чтобы само состояние оставалось статичным, но способ воздействия на него (через B и C) был динамичным.

Теперь, размеры матриц B и C могут изменяться в зависимости от шага дискретизации, который определяет их размер и делает его зависимым от размера (B, L) входных данных.

Размеры одного батча входных данных и матриц B, С после того, как они стали зависимы от входа

Размеры одного батча входных данных и матриц B, С после того, как они стали зависимы от входа

В коде это реализовано следующим образом:

# b — размер батча
# l — длина входной последовательности
# dt_rank — размер тензора delta
# n — размер тензоров B и C
# x — входные данные
# d_inner — размер эмбеддинга входных данных после расширения


# Передаём входные данные в линейную проекцию 
x_dbl = self.x_proj(x)  # (b, l, dt_rank + 2*n)

# Получаем из проекции delta, B, C
(delta, B, C) = x_dbl.split(split_size=[self.args.dt_rank, n, n], dim=-1)  # delta: (b, l, dt_rank). B, C: (b, l, n)
Визуализация работы механизма селекции

Визуализация работы механизма селекции

Полученный механизм селекции в SSM работает следующим образом:

  • подаём данные на вход;

  • передаём их в линейную проекцию из которой получаем наши матрицы B,C, Δ;

  • дискретизируем матрицы A и B;

  • передаём входные данные в матрицу B, которая теперь отвечает за то, как входные данные должны быть структурированы в пространстве состояний; 

  • записываем полученные данные в скрытое состояние и выдаём новый ответ;

  • выдаём ответ с помощью матрицы C, которая теперь отвечает за то, чтобы выбрать релевантную информацию из скрытого состояния.

Таким образом, матрицы B и C управляют тем, как последовательность слов влияет на пространство состояний и как пространство состояний влияет на выход.

Итоговый код Selective SSM:

# Передаём входные данные в линейную проекцию 
x_dbl = self.x_proj(x)

# Получаем из проекции delta, B, C
(delta, B, C) = x_dbl.split(split_size=[self.args.dt_rank, n, n], dim=-1)  # delta: (b, l, dt_rank). B, C: (b, l, n)
delta = F.softplus(self.dt_proj(delta))  # [b, l, dt_rank] -> [b, l, d_inner]
(b, l, d_in) = x.shape 
n = A.shape[1]

# Дискретизация матрицы A
deltaA = torch.exp(einsum(delta, A, 'b l d_in, d_in n -> b l d_in n'))
# Дискретизация матицы B
deltaB_u = einsum(delta, B, u, 'b l d_in, b l n, b l d_in -> b l d_in n')
x = torch.zeros((b, d_in, n), device=deltaA.device)
ys = []

# Проходимся по всей последовательности и получаем выводы
for i in range(l):
   x = deltaA[:, i] * x + deltaB_u[:, i]
   y = einsum(x, C[:, i, :], 'b d_in n, b n -> b d_in')
   ys.append(y)
y = torch.stack(ys, dim=1)
y = y + u * D

Сканирование

Поскольку теперь матрицы B и C изменяемые, их нельзя вычислить при обучении с помощью свёрточного представления, так как оно предполагает ядро фиксированного размера. Мы можем использовать только рекуррентное представление и потерять возможность распараллеливания операций. Чтобы его обеспечить, давайте рассмотрим, как мы вычисляем вывод с помощью рекуррентного представления:

Пример работы рекуррентного представления. Каждая операция выполняется последовательно

Пример работы рекуррентного представления. Каждая операция выполняется последовательно

Каждое состояние — это сумма предыдущего состояния (умноженного на A) плюс текущий вход (умноженный на B). Распараллеливание в таком случае кажется невозможным, поскольку каждое состояние может быть вычислено только при наличии предыдущего. Однако, Mamba делает это возможным благодаря алгоритму параллельного сканирования, подробнее о том, как он работает можно прочитать здесь. Он предполагает, что порядок выполнения операций не имеет значения благодаря свойству ассоциативности. В результате мы можем вычислять последовательности по частям и итеративно объединять их.

Пример вычисления выходных данных с помощью алгоритма параллельного сканирования

Пример вычисления выходных данных с помощью алгоритма параллельного сканирования

Аппаратная сторона вопроса

У современных GPU есть недостаток в виде ограниченной скорости передачи данных (IO) между небольшой, но высокоэффективной SRAM и большой, но менее эффективной DRAM. Частое копирование информации между SRAM и DRAM становится бутылочным горлышком при создании эффективных алгоритмов

Пример постоянного копирования данных между разными видами памяти видеокарты

Пример постоянного копирования данных между разными видами памяти видеокарты

Mamba использует идеи Flash Attention и пытается ограничить количество переходов от DRAM к SRAM и обратно. Для этого несколько операций объединяют в ядро, а именно:

  • шаг дискретизации с размером шага ∆;

  • алгоритм селективного сканирования;

  • умножение на матрицу C.

Полученное ядро позволяет модели не записывать промежуточные результаты и постоянно выполнять вычисления, пока они не закончатся.

Пример использования объединения ядер

Пример использования объединения ядер

Схематично изобразим, какие части Mamba какую память используют: 

Матрицы A,B и C используют медленную DRAM память, в том время, как ядро (h) использует быструю SRAM память

Матрицы A,B и C используют медленную DRAM память, в том время, как ядро (h) использует быструю SRAM память

Вместе, зависимые от входа B, C и алгоритм параллельного сканирования создают алгоритм селективного сканирования.

Mamba-блок

При помощи селективной SSM, которую мы получили, реализуется Mamba-блок.  Как и в случае с декодером трансформера, можно складывать несколько Mamba-блоков и использовать их выход в качестве входа для следующего блока Mamba.

Схема Mamba-блока

Схема Mamba-блока

Рассмотрим сам блок. Он начинается с линейной проекции для расширения входного эмбеддинга. Затем, применяется свёртка для распараллеливания вычислений при обучении, после чего идёт сам блок с селективной SSM. Затем полученный эмбеддинг объединяется с данными из Skip Connection и передаётся в линейную проекцию для сжатия в исходный размер. Мы можем немного расширить эту схему и изучить, как выглядит работа на конкретном примере: 

Схема работы Mamba-блока

Схема работы Mamba-блока

Поднимемся на уровень повыше и рассмотрим все составляющие архитектуры целиком.

State Space Models. Mamba - 54

Все составляющие архитектуры Mamba. Сама архитектура. Mamba-слой. Mamba-блок

Она состоит из:

  • входных эмбеддингов, которые мы подаём на вход;

  • набор Mamba-слоёв, которые, в свою очередь, состоят из:

    • слоя нормализации;

    • Mamba-блока;

    • Skip Connection.

  • выходного эмбеддинга;

  • Softmax-слоя, для получения итогового распределения вероятностей.

Метрики

В таблице 1 приведены метрики для оценки задач селективного копирования и индукции. Можно увидеть, что архитектура Mamba и конкретно S6-блок, которые предложили создатели, показывает сильно большую точность, чем предыдущие решения. В таблице 2 авторы показывают точность в зависимости от длины контекста, которая со временем падает практически до 0 у всех моделей, кроме Mamba

Метрики для оценки селективного копирования и индукции

Метрики для оценки селективного копирования и индукции

На картинке ниже приведены сравнения Mamba с трансформером в скорости обучения и инференса в зависимости от длины контекста. Mamba и тут показывает сильный отрыв. До 40 раз быстрее скорость тренировки и до 5 раз быстрее скорость инференса.

Скорость обучения и инференса Mamba

Скорость обучения и инференса Mamba

Недавно вышла статья, в которой авторы провели масштабное сравнение работы трансформера, Mamba и Mamba-2 (её в данной статье мы рассматривать не будем, но на данный момент уже есть улучшенная версия).

Параметры моделей, которые использовались в сравнении

Параметры моделей, которые использовались в сравнении

Как мы видим, Mamba показывает сравнимые или даже лучшие результаты, чем трансформер на всех бенчмарках, кроме MMLU:

Результаты моделей обученных на 1,1T токенов, замеренные на нескольких NLP бенчмарках

Результаты моделей обученных на 1,1T токенов, замеренные на нескольких NLP бенчмарках

Авторы попытались понять причину такой низкой метрики на MMLU. Бенчмарк состоит из вопроса, на который модель должна ответить и вариантов ответа (Choices). Ответом должен быть только буква, соответствующая правильному ответу (A, B, C или D). Авторы решили добавить два дополнительных варианта. В первом каждый из вариантов содержит букву и полный текст соответствующего букве ответа, во втором — вариант состоит только из текста правильного ответа (без буквы). Модифицировав таким образом тест, авторы провели замеры снова.

Варианты выборов ответа в датасете MMLU

Варианты выборов ответа в датасете MMLU

Результаты оказались интереснее: если не давать модели варианты на выбор, а сразу просить дать ответ, то Mamba показывает более высокие метрики, чем трансформеры. Авторы указывают, что такой результат связан тем, что SSM испытывает трудности с тем, чтобы направить знания об ответе в один выходной токен.

Результаты замера на MMLU с разными вариантами получения ответа

Результаты замера на MMLU с разными вариантами получения ответа

Также, они провели замеры на тех же бенчмарках, но в этот раз модели были обучены на 3,5T токенов. И здесь уже Mamba-2 показывает сравнимые с транcформером результаты без всяких ухищрений.

Результаты моделей обученных на 3,5T токенов, замеренные на нескольких NLP бенчмарках

Результаты моделей обученных на 3,5T токенов, замеренные на нескольких NLP бенчмарках

Заключение

Основное различие между трансформером и Mamba заключается в механизме внимания и механизме выбора. Трансформер полностью полагается на механизм внимания, который учитывает весь контекст, а Mamba, напротив, не рассматривает все данные сразу, а избирательно фокусируется на самой важной части входной последовательности для предсказания следующего слова. 

Оригинальная архитектура трансформера была представлена в 2017 году и с тех пор появилось не так уж много новых моделей, способных бросить вызов трансформерам. Mamba бросает и предлагает подход, лишённый недостатков соперника. На данный момент уже вышла обновлённая версия Mamba-2, а также появляется множество новых гибридных решений на основе Mamba и трансформера. Модель наделала немало шума, пользуется популярностью в сообществе и весь её потенциал ещё предстоит изучить.

Спасибо, что дочитали до конца!

Если пост вам понравился, то подписывайтесь, на наш Телеграм-канал!

Материалы и прочее

Автор: syakubson

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js