Мы попросили трех наших сотрудников поделиться своими впечатлениями о переезде. Три человека — три страны: Индия, Малайзия, Польша. У каждого — свой ракурс, свои причины для перемещения, свои личные обстоятельства, свой карьерный путь.
Быт, люди, еда, офис — все под катом.
Как и другие системные процессы, релокация в компании поставлена на твёрдую основу. Многие наши работники уже не один год как перебрались в филиалы Luxoft в Европе, США и Азии. Мы давно хотели расспросить их, как им там, и думаем, что многим это будет тоже интересно.
Индия
Надежда Доброва, offshore delivery manager в Luxoft India (Бангалор)
В Luxoft я почти два года и пятый месяц живу и работаю в Бангалоре, на юге Индии. Занимаюсь практически тем же, чем на родине, — руковожу частью команды, которая обслуживает крупного клиента с долгосрочными проектами.
Переехала я вместе с мужем. Он тоже сотрудник Luxoft. Правда, на Украине мы по работе не пересекались. В Индии перед ним открывались большие возможности для профессионального и карьерного роста. По удачному стечению обстоятельств подходящая роль нашлась в местном офисе и для меня.
В марте, за два месяца до релокации, нам устроили ознакомительную поездку. Мы посетили офис Luxoft, познакомились с местными коллегами, начали подыскивать жильё.
Конечно, мы колебались. Страна экзотическая. Спросить совета было толком не у кого в Luxoft мы оказались первыми, кому предложили перебраться в Индию. Но мы давно собирались пожить за границей, да и рынок нас привлекал, и проекты, которые нам предстояло вести. Так что решились стать первопроходцами.
Улаживать всевозможные формальности нам помогала компания. Туристическая виза электронная, с ней никаких проблем не возникло. Затем необходимо было подать документы на получение рабочей визы и пройти интервью с консулом, и эту процедуру нам удалось провернуть в считанные дни. Вот дальше с документами началась волокита. Бумаг требуется целая кипа, включая доказательства оснований для получения работы. Например, только недавно мне выдали банковскую карту, а мы-то привыкли, что её оформляют за два-три дня. В общем, хлебнули бюрократии.
Бангалор зовут «индийской Кремниевой долиной». С точки зрения перспектив сравнение подходящее, но в остальном, конечно, всё другое — и в важном, и в мелочах.
Взять хотя бы обстановку на дорогах — первое, с чем мы столкнулись по прибытии. Тут всё смешалось: машины, мотоциклы, тук-туки. Причём движение левостороннее. ПДД «как бы есть», но их никто не соблюдает. Шум, гам, хаос. Кое-где машины тащатся со скоростью от силы 5 км/ч. Крупных аварий мало, наверное, именно потому, что все едут так медленно. Кроме того, в Бангалоре не первый год строят наземное метро, из-за чего полгорода парализовано.
Кое в чём действительность ощутимо разошлась с нашими ожиданиями.
Скажем, мы были уверены, что в Индии дёшево жить. Это так — с одной-единственной поправкой: дёшево, только если разбить палатку на улице. Мы поселились в благоустроенном закрытом комплексе, где достаточно безопасно и комфортно для экспатов, и это, честно признаться, влетает нам в копеечку.
Можно было сэкономить, но при прочих равных мы старались найти жильё ещё и поближе к работе: здесь расстояния измеряются не в километрах, а в часах, которые ты проводишь в дороге. Выехал утром не в 08:00, а в 09:00 — добавляй лишние полчаса на тряску в пробках.
Среднего класса в стране почти нет. В глаза бросаются контрасты — либо вопиющая бедность, либо кричащая роскошь. Едешь на работу и видишь развалины по обе стороны улицы. Зато у пятизвездочных отелей всегда закрытая территория, на въезде и на входе — полный досмотр, примерно как на контроле в аэропорту. Те же порядки в закрытых бизнес-комплексах.
Не хочу, чтобы показалось, будто в моих впечатлениях преобладают тёмные краски. Многое приятно удивило меня, в том числе сами индийцы. Они очень доброжелательные, открытые, весёлые. Ни капельки не зажатые, не боятся вступать с тобой в контакт. Кто угодно, от топ-менеджера до интерна, может подойти и с искренним участием начать тебя расспрашивать.
Будет ошибкой грести всех индийцев под одну гребёнку и считать их безынициативными. Но что нужно, так это уметь направлять их благие намерения в правильное русло — «пушить» коллег. Часто они нарушают договорённости не со зла: просто оказываются не в силах ответить на просьбу отказом. Будут говорить «да», но чтобы это «да» завершилось нужным тебе действием, приходится держать процесс под контролем.
Зато рабочие процессы привычные, благо у нас IT-компания. Хотя надо держать в уме кое-какие нюансы законодательства. Например, в Индии, прежде чем выйти на новое место, специалист обязан отработать три месяца на старом. Если хочешь сменить компанию раньше — плати штраф, или пусть тот, кто тебя схантил, за тебя и рассчитывается, при условии что нынешний наниматель не против.
Правда, если специалист принял оффер, это ещё не значит, что ты его заполучил к себе в команду. Очень часто до того, как выйти на работу, люди ухитряются передумать, а то и вовсе пропадают с радаров. Предупредил об изменении своих планов — уже счастье. Причём часто отказ аргументируют семейными неурядицами. Похоже, это здесь распространённая уловка. Впрочем, родственников у индийцев много, так что наверняка лукавят всё-таки не все.
Сейчас тепло, но днём почти всегда пасмурно и ветрено. Влажность — в среднем 80%. Дожди идут часто, но не проливные, в отличие от Мумбаи.
За эти месяцы всерьёз попутешествовать по стране мы не успели, но слетали на Гоа и в Ченнаи — на западное и восточное побережье соответственно: что туда, что сюда примерно час на самолёте. Мы здесь недавно, так что продолжаем осваиваться, и всё впереди!
Малайзия
Юрий Жураковский, software developer в Luxoft Malaysia (о. Пенанг)
Меня пригласили в Luxoft именно под релокацию в Малайзию. В компании я с ноября 2016 года, а в Малайзии с середины января 2017 года. По прибытии я присоединился к только что собранной на тот момент команде проекта по созданию мультимедийной системы для ряда азиатских автопроизводителей.
У меня обошлось без долгих мук выбора: незнакомая страна с мягким климатом, новые возможности для развития бок о бок с сильными специалистами в области automotive. Аргументы «за» перевесили.
Подготовка к переезду и сам переезд прошли без сюрпризов. Было видно, что процесс в Luxoft отлажен. Менеджер по релокации провёл меня по всем необходимым процедурам. От меня требовалось лишь собрать документы: диплом, свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей и так далее. Компания сама занималась оформлением и легализацией документов, авиабилеты и гостиницу по моему выбору тоже забронировали.
Первоочередной задачей на месте был поиск жилья. С ней трудностей не возникло. Сотрудники малазийского офиса и коллеги, приехавшие раньше, посоветовали мне проверенных риелторов. Насколько знаю, все, кто перебрался к нам из других офисов Luxoft, нашли жильё за две недели, в течение которых компания оплачивает проживание в гостинице.
Оформление документов и открытие счёта тоже не были слишком мудрёными: менеджер по релокации в местном офисе взяла на себя всё взаимодействие с официальными инстанциями. Мне потребовалось лишь прийти в банк, где за полчаса были улажены все формальности.
Утром первого рабочего дня тимлид забрал меня из гостиницы в офис, помог со всеми техническими вопросами, познакомил с коллегами. Бытовые вопросы я решал уже в спокойном режиме.
До прилёта я старался не строить никаких догадок ни об острове Пенанг, где мне предстояло работать, ни о Малайзии в целом. Если честно, и Малайзия, и вся Юго-Восточная Азия представлялись мне миксом из сказок «Тысячи и одной ночи», рекламы Баунти с белоснежными пляжами и историй о племенах людоедов, грабящих караваны торговых судов.
Было неожиданно обнаружить, насколько много разных культур соседствуют на острове, не мешая друг другу. На Пенанге, да и вообще в Малайзии наряду с коренным населением, малайцами, живут крупные общины китайцев, очень много индийцев и представителей других народов. И все они мирно уживаются, каждый храня свои традиции и культуру. Были некоторые опасения в отношении законов шариата. Но успокоился, увидев, как по одним и тем же улицам и торговым центрам ходят арабские женщины в хиджабах и чадрах, индианки в ярких сари, китайские девушки в коротких шортиках и лёгких футболках.
Что не понравилось: в городе слишком мало тротуаров. Есть районы, где их практически нет. Вообще инфраструктура для пешеходов развита слабо. То и дело рискуешь угодить под колёса в хаотичном потоке машин и мотоциклов. Притом что в основном водители относятся друг к другу уважительно.
Культура страны далека от среднеевропейской. Много мелочей, с которыми остаётся только смириться. Например, многие местные жители обожают дуриан — фрукт с ну очень специфичным запахом. Его запрещено проносить в гостиницы и общественные места. Но иногда любовь к нему берёт верх. В сезон сбора урожая в одну из наших рабочих локаций регулярно приезжает небольшая машина, гружённая дурианом для всех желающих.
Ещё какое-то время мне понадобилось, чтобы привыкнуть к манере малайцев есть без приборов, руками: так у них принято. Позже просто перестал это замечать.
Цены на Пенанге обманчивы. В первые дни на острове из-за разницы в курсе — доллар примерно равен четырём местным ринггитам — они казались мне смехотворно низкими. Обед стоит от 5 до 20 ринггитов, смотря насколько вы голодны и какого уровня заведение выбрали. В ресторанчиках с европейской кухней бывает и подороже.
Мои курящие коллеги сетуют на дороговизну сигарет. Цены на алкоголь тоже высокие. Так что перейти на здоровый образ жизни — отличная стратегия для всех, кто планирует задержаться на Пенанге.
Особых ожиданий у меня не было, так что не было и разочарований. Приятный климат, удивительная природа и доброжелательные люди — несомненные достоинства страны. Из частностей — мне нравится, что на острове много современных кондоминиумов с развитой инфраструктурой: бассейнами, теннисными кортами, фитнес-центрами. Сам я арендую апартаменты буквально через дорогу от офиса. Так что путь до работы занимает у меня около десяти минут с учётом спуска и подъёма на лифтах.
Вместе с тем, к сожалению, моя семья столкнулась с языковым барьером. Стоимость обучения для иностранцев — высокая. Школьная программа не совпала с привычной для моего сына, хотя, конечно, это вопрос индивидуальный. Что касается медицины, лекарства, за исключением самых простых, продаются по рецепту врача. В итоге ты записываешься к доктору, посещаешь консультации, сдаешь анализы, обращаешься в страховую и ждёшь подтверждения платежа или рассчитываешься наличными с последующим возмещением. Хотя нужен-то тебе был какой-нибудь цитрамон.
На досуге тоже есть чем заняться. В Малайзии огромное количество достопримечательностей, отличная инфраструктура для активного отдыха, живописная природа, торговые центры, рестораны, ночные клубы, выставки, шоу и мероприятия, устраиваемые властями острова. Лично мне нравится пляжный отдых на соседнем курортном острове Лангкави. Вскоре планирую попробовать морскую рыбалку.
Цены на авиабилеты у местных лоукостеров вполне приемлемые, так что мои лёгкие на подъём коллеги охотно путешествуют по соседним странам.
На старте я собирался поработать в Малайзии по крайней мере пару лет. И скоро два года как я переехал. Похоже, как планировал, так и выйдет. Постепенно начинаю смотреть на новые локации и проекты, где мог бы принести пользу и повысить свой профессиональный уровень.
Польша
Антон Данилов, .NET teamlead в Luxoft Poland (Вроцлав)
В компанию я, переселившись из Николаева в Киев, устроился в 2013 году на позицию senior .NET developer, в банковский проект. Работал над ним до 2015 года — и успел на нём стать тимлидом, — пока мне не предложили перебраться в Польшу по программе Luxoft Global Upgrade.
В Luxoft действует целый департамент релокации: в нём мне оказывали поддержку как с украинской, так и с польской стороны. Начальник отдела в Польше очень серьёзно относился к процессу: он владеет русским и провёл несколько телеконференций, где все желающие могли задавать ему вопросы. Компания взяла на себя все расходы, связанные с релокацией, содействовала по части получения визы и и разрешения на работу.
В июле 2015 года я совершил переезд. Мы с коллегой решили добираться до пункта назначения — Вроцлава — на машине. Добрались до места в субботу вечером и всё воскресенье отходили от путешествия. Но уже в понедельник был мой первый рабочий день. По договоренности с руководством мой переезд задумывался как бесшовный, без ущерба для моей производительности.
В первые дни я был озабочен поиском квартиры. Конечно, мне помогали риелторы, с которыми у местного офиса Luxoft налажены связи. Мы посмотрели три варианта, выбрали один из них, и в среду я переехал в свою первую съёмную квартиру в Польше.
Вроцлав — город относительно компактный. Даже из отдалённых спальных районов до центра легко добраться пешком за час с небольшим, а на трамвае за 20–30 минут. Повсюду размечены велодорожки, и ездить по ним безопасно. От дома до работы добираюсь на 15 минут.
Наш офис базируется в Silver Tower, 13-этажном здании возле вокзала. Основной контингент русскоязычный, поляки в основном — административный персонал. Есть и сотрудники из других стран, включая Бразилию и Сирию.
Основной язык общения в Luxoft — английский. Когда общаемся в кругу русскоязычных, говорим по-русски. Если среди нас поляк, то по-польски. Если выходец из другой страны, то по-английски.
Сам Вроцлав по нашим меркам городок скромный — население чуть больше 600 тысяч человек, почти вдвое меньше, чем, допустим, в Ростове. Но он словно нашпигован торговыми центрами, развлекательными объектами, да и культурных достопримечательностей изобилие. Да вспомнить хотя бы местный аэропорт. Он находится на юге, и на ту сторону выходят окна нашего офиса. В результате мы видим, как самолёты идут на посадку один за другим. Из Вроцлава легко улететь в массу чудесных точек Европы. Есть, скажем, прямые рейсы в Барселону.
А до Германии и Чехии проще даже доехать на машине. До Берлина рукой подать — три с половиной часа за рулём по добротным дорогам. На европейские горнолыжные курорты тоже ездить удобно.
Погода, правда, дождливая и прохладная. Часто бывает облачно. На здешний климат после переезда не обращают внимания разве что коллеги-питерцы. Но с югом Украины контраст сильный.
Чем поляки отличаются от украинцев и россиян, так это трепетным отношением к work-life balance. Переработки — это не про них: не из-за лени, просто так здесь принято — чётко разделять рабочее и личное время, а кроме того, планировать свой распорядок дня. Щедрая оплата сверхурочных не служит для поляков безусловным мотиватором.
Много своеобразного в их организации времени. По здешнему законодательству, если пообедать удаётся меньше чем за 15 минут, это время считается рабочим, так что перекусить местные коллеги предпочитают по-быстренькому. Кроме того, поляки стараются приходить на работу пораньше, например к 07:00, чтобы уходить в 15:00.
Примечательно и что польские айтишники не выделяют себя в отдельную касту и склонны считать себя обычными офисными работниками, пусть и со своей спецификой. Ореола избранности вокруг профессии нет ни внутри неё, ни вовне. Элитизм отсутствует как явление.
Что до атмосферы в обществе, разительно выше уровень вежливости, в связи с чем в повседневности меньше стресса. Дома люди друг к другу по умолчанию скорее строги, здесь — скорее лояльны. И — безопаснее обстановка в принципе. Попасть в переплёт на улочках Вроцлава ну очень маловероятно. К такому уровню безопасности привыкаешь.
Ещё поляки на редкость спортивные. Они следят за здоровьем, ходят в фитнес-залы, катаются на велосипедах. Плотность спортзалов во Вроцлаве высочайшая, и в них битком: люди не покупают абонементы из-за минутного импульса, а регулярно ходят и занимаются. Очень популярна в Польше карта MultiSport. По ней можно посещать великое множество спортивных объектов бесплатно или с солидными бонусами. Например, в аквапарке по ней два часа предлагается провести бесплатно, а когда это время заканчивается, нужно самую малость доплатить. Нам MultiSport оплачивает Luxoft, а так она стоит 100 злотых в месяц — около $30.
Активный отдых за городом поляки тоже обожают. Виндсерфинг и кайтинг — точно. Популярно катание на SUP boards — надувных «досках» для гребли веслом.
Кстати, как ни удивительно, в реках Польши при всём при том купаться запрещено. И вот парадокс: просто так окунуться в Одер, на котором стоит Вроцлав, нельзя, а на SUP-доске — пожалуйста. Хотя никто не мешает якобы случайно упасть с неё в воду и чуточку поплавать.
Минусы? Кромешная бюрократия. Год ждать выдачи вида на жительство — обычная история. А подавшись на ВНЖ, ты с просроченной визой никуда из страны не вырвешься. Могут потерять документы, неправильно их оформить.
Скверная медицина. Как бы ни ругали нашу, тут хуже. В стране действует аналог ОМС, и дорогущий: в виде процента от зарплаты у иных набегает до $300 в месяц. Все платят — деваться некуда. Притом что толку — чуть. У моей знакомой польки опух и начал болеть глаз. Она обратилась к врачу. А тот ей: «Приходите через месяц, раньше свободных слотов нет». В тот же день долларов за сто — в местной валюте — она записалась в частную клинику.
С необычайной щепетильностью в Польше относятся к договорам. Допустим, если в соглашении с интернет-провайдером не указано иное, при преждевременном разрыве контракта от вас могут потребовать выплатить сумму за весь оставшийся период. То же с арендой жилья.
Что очень здорово: не вижу вокруг никакого преклонения перед «статусностью». Покупать дорогие машины, телефоны, одежды ради потребления напоказ в Польше не принято. В социуме нет установки: дескать, это дорогое и крутое, а вот это — наоборот. Но если хочется шикануть, всё сравнительно доступно. Сотрудничающая с Luxoft фирма, например, предлагает «мерседесы» в лизинг — за 1790 злотых, около $500, в месяц бери и катайся на здоровье с полной страховкой.
Так что здесь можно с облегчением сосредоточиться на качестве собственной жизни, а не на показных эффектах.
Автор: Evgenia_s5
Надо быть осторожным при релокации через Luxoft. Мне тоже расписывали Малайзию, как рай на земле. Так бы и было, если бы заказчик не пожелал, чтобы программисты работали в гараже в промзоне, может сейчас в нормальном офисе работают. Съездил на месяц в командировку прежде, чем релоцироваться, а потом вообще уволился. Менеджер по релокации Оксана вроде, фамилию не помню, вообще повела себя мерзко, когда я отказался от оффера. Больше не хочется с этим иметь дело.
Сплошь одни укры