На сегодняшний день в сфере логистики и связанной с ней e-commerce складывается довольно непривлекательная ситуация. С одной стороны, конечно же, во всем виновата Почта РФ, потом ДПД, СДЭК, Яндекс.Доставка, отдельно взятые курьеры ну и конечно же Госдеп — ну куда ж без него. Проблема же, на мой взгляд имеет более фундаментальный характер, имеющий траекторию пике с хохмами по пути следования. Как написать адрес правильно? Где взять почтовый индекс и кто-куда ходит. Куда доставляет Почта, куда добираются на собаках ДПД и СДЕК? И вот тут давайте разбираться.
Основная проблема называется так: «А черт его знает в какой стране мы живем». С одной стороны у нас незаметно в декабре 2014 года, после принятия Постановления Правительства прошло фундаментальное изменение связанное с тем, что теперь официально почтовым (не позволяет язык назвать это адресом) объектом является Муниципальный адрес. Его кортеж безумен как в своей тавтологии, так и запутанности, стирающий границы понимания деревень и сел. Причина проста: в ФНС решили, что ввиду отсутствия закона о почтовом адресе и Административном делении, давайте использовать муниципальный принцип. Их, конечно, до этого момента понять было можно. Ну какая им разница — ну нет у них задачи географического, административного, почтового и тд деления. Чисто внутренний запрос. И все было бы так, пока они не ввели это в ранг почтового адреса постановлением.
Это с одной стороны. С другой, так уже сложилась деловая практика, опять же объективно понятно почему, что в качестве эталонного справочника использовался КЛАДР, а у Почты РФ не было своего эталонного справочника. В общем, все подсели под исключительно ведомственный справочник — КЛАДР. И пока это соответствовало положению вещей в понимании обычного человека, который живет в Московской области, г. Троицк. И бог с ним, что ФНС не успевала отследить миграцию почтовых отделений. Погрешность в 5 процентов — вполне извинительно для того полезного дела, которое доброврольно взвалила на себя ФНС. Ну добавила она новый формат ФИАС, продолжая вести параллельно КЛАДР. Почта РФ в это время готовила свой ЦХДПА и народонаселение ожидало, что Почта его все же рано или поздно опубликует. Ну была еще надежда на то, что Росреестр разродится. Но там тоже нет дела до нужд трудящихся. Ибо нечего использовать сторонних экспертов, самим денег не хватает. В общем, базу так свести и не могут до сих пор. Ждали, что опять пронесет.
На все попытки с нашей стороны объединить усилия независимых логистических компаний и создать независимый справочник, например под эгидой НАДТ, не увенчалась успехом. Денег было всем жаль, ибо свои, а адресная база была бы общая.
Но… все пошло не по «авось» и ситуация изменилась кардинально. ФНС передала ведение КЛАДР/ФИАС в дочернюю организацию «Налог-сервис». Там же все довели до полного абсурда. Убили позиционность, заменив на иерархичность. Отказались от административного деления, в результате чего ленинский проспект в Москве из единого объекта превратился в кучу отрезков, в которых невозможно понять в Москве он или уже город спутник, да и вообще соединяется ли он между собой. Полностью потеряли историю изменений и многое другое.
И тут стали возникать разного рода идеи типа words3word, использования геокоординат напрямую и т.д. Казалось бы 21 век на дворе. В чем проблема? Но она есть. И их много:
1. Как переучить всех людей писать слова-координаты, просто координаты? адреса-то не все запоминают?
2. Что считать эталоном? Можно ли использовать недостоверные данные собранные проектами типа OSM или Яндексом? Который, кстати, недавно непроизвольно изменил адресный ландшафт. Видно какому-то программисту в Яндексе показалось не круто использовать дроби и он на карты вместо дома 21/2 нанес 21_2. А доблестные муниципальные власти объявили тендер на печать табличек на дома. Откуда доблестные подрядчики взяли данные? Конечно же не из Росреестра, а с карт Яндекса. Внесение же регламентации возвращает этот проект из свободного в государев — те все в исходную точку.
3. Как быть с юридически и финансово значимой корреспонденцией? Как гарантировать ее доставку по сомнительным эталонам или координатам?
4. До какой точности довести координаты и как понять что точка достигнута? До какого числа после запятой указывать координаты? Как долго почтальон должен ходить с GPS навигатором заходя на цель как истребитель?
5. Любой тех. процесс на Почте РФ или у любой логистической компании должен строиться на возможности отсутствия компьютера-интернета на каком-либо участке. Поэтому адрес должен быть интуитивно понятен. Это, кстати, одна из претензий к ФИАС.
6. Что делать с новостройками, которые в половине случаев граничат с самостроем типа многоэтажек на дачных участках, пронумерованных как участок 1 подъезд 2 этаж 3. Хотя на самом деле это 2 многоэтажных корпуса на участке в 30 соток? Ну не говоря о реальном самострое в южных пределах нашей родины?
Выходов, в целом, не очень много. Ждать возврата сознания у ФНС не приходится. Хотя бы потому, что это внутренняя ведомственная разработка, хоть и выведенная Постановлением правительства в общую головную боль. Анализ этого постановления — это отдельная тема статьи. Например, многим ли известно что в нем допускается адресация на национальных языках, введены абсурдные типы такие как «сооружение», разрешены литеры на латинице (как отличить П и Р?) и т.д.
Второе, с надеждой ждать, когда Почта опубликует ЦХДПА. Вот только вопрос: а оно ей надо? Заем ей поддерживать конкурентов? В данном случае — я бы подумал на месте Почты РФ. Остается только кто-то типа Яндека, кто получит «ярлык» от государства и станет чем-то типа «уполномоченного агента» с федеральным бюджетом. Но опять же регламенты никто не отменял, а кто их делать будет....? И не появятся ли опять дома с подчеркиванием? И кроме, того надо понимать, что адреса это не только место на карте, имеющие координаты, этажи, квартиры, но элементы социальной коммуникации, обмена вербальной! информацией, части делового и торгового оборота. Это культурный слой в конце-концов…
А пока скачиваем очередную версию ФИАС и… не ставим ее. Пишем парсеры на почтовый сайт в надежде выкачать оттуда хоть какие-то обновления почтовых индексов. И, да, коптеры наше все — доставка по координатам, в надежде что не влетит в соседнее окно с детской или кружка юных техников на первом этаже посылка с виски или еще с чем-то поинтересней. А дети, дети знают как его изловить и вскрыть…
Автор: MaximKovalev