Минэкономразвития разработало свой проект «русской Alibaba» — интернет-площадки для экспорта российских товаров за рубеж, сообщила газета «Коммерсантъ» со ссылкой на подготовленный экспертами министерства документ. По замыслу авторов проекта, должна быть создана компания-агрегатор, которая станет «одним окном» для выхода российских производителей на мировые рынки. В качестве примера таких компаний в документе приводятся «Яндекс.Маркет», «Юлмарт» и Wikimart. Они должны осуществлять интеграцию с крупнейшими зарубежными электронными площадками, например AliExpress, Amazon, eBay, JD.com и т. д.
Это уже не первый план по созданию «русской Alibaba». В январе 2016 года с такой идеей выступил гендиректор Тувинской энергетической промышленной корпорации Руслан Байсаров, который разослал свое предложение во все профильные ведомства включая Минэкономразвития и аппарат президента. Со своим проектом для экспорта российских товаров выступил китайский JD.com, который начал продажи российских товаров совместно с ВЭБ.
Логистическая компания Pickpoint, объявившая сегодня о том, что стала первым первым официальным интеграционным партнером AliExpress в России, рассказала Roem.ru о своем опыте работы с площадкой. В октябре 2015 года PickPoint начала подключать интернет-магазины к площадке AliExpress в тестовом режиме, а сегодня запустила на своем сайте русскоязычный интерфейс, позволяющий размещать на AliExpress карточки товаров.
CEO PickPoint Надежда Романова говорит, что изначально компания хотела упростить для местных ритейлеров выход на китайскую площадку:
API AliExpress был доступен только на китайском языке, что серьезно снижало число ритейлеров из России, которые могли выйти на эту площадку. Мы создали собственное решение, которое позволяет достаточно быстро разобраться в том, как внести в систему карточки товаров, какие документы нужно предоставить и как настроить платежные и другие интерфейсы. Изначально мы брали с магазинов комиссию в 0,02% от суммы сделок в дополнение к 5% которые берет сама AliExpress, но сейчас решили отказаться от комиссии. На данном этапе наш интерес в расширении числа российских продавцов на площадке. По нашей оценке, в России потенциальная аудитория AliExpress превышает 20 млн человек.
По ее словам, на данный момент через интерфейс PickPoint к площадке подключилось около 30 российских ритейлеров, продающих товары российской же аудитории. По словам Романовой, рентабельность экспортных продаж российских товаров пока под вопросом, чтобы они стали экономически выгодны, власти должны договориться о более простом и быстром оформлении сделок, а также, возможно, обеспечить снижение пошлин, хотя бы пропорциональное тему, что есть сейчас у китайских компаний.
В «Яндексе», который в Минэке называют одним из потенциальных партнеров проекта, также напоминают о необходимости поддержать российских экспортеров. Глава Яндекс.Маркета Павел Алешин уточняет, что компания является участником рабочей группы по этому вопросу и готов делиться своим опытом:
В целом, Яндекс.Маркет как площадка может быть использован для экспорта товаров за рубеж так же, как сейчас используется магазинами для продаж внутри России. Однако есть и другие варианты площадок. Сейчас гораздо важнее проработать удобные для бизнеса механизмы экспорта.