Всем привет!
Вы замечали, что если вы стараетесь в рутинных делах использовать свободное программное обеспечение, то вы наверняка Успешный человек с хорошей “думалкой”! Вы ещё сомневаетесь? :)
Цель этой статьи подсказать вам, как монетизировать свои будущие знания из мира СПО или хотя бы стать первоклассным волонтёром по внедрению СПО в мирных целях. Разумеется, если вы уже владеете знаниями, то возможно найдёте себе пару интересных моментов.
Моё предпочтение ОС GNU Linux Ubuntu, тк она в топе в рейтингах установки ОС на ПК и серверы, а также я модератор форума Ubuntu.ru
В статье идёт речь о внедрении Линукс систем в целом, а не конкретно взятые приложения. Про конкретные приложения и их функциональность, вы сможете найти в соседних статьях.
Перейдём к Основам познания внедренца.
Какие же минимальные знания и инструменты под рукой нужно иметь, что бы начать своё внедрение СПО?
Во-первых, это иметь аккаунт на форуме поддержки внедряемого дистрибутива. Если есть возможность, то иметь контакт с представителем вендора выбранного продукта. Постарайтесь оценить адекватность суппорта и количество участников обсуждения, которые находятся в онлайн. Поначалу изучения продукта СПО, будет “до-фига” вопросов, которые легко решаются гуглом, но проще будет задать вопрос сразу на тематическом форуме. У вас, возможно, не хватит опыта самостоятельно написать запрос в гугул. Исходя из этого, оценивайте также поддержку новичков разработчиком продукта.
Во-вторых, это старайтесь изучить базовые команды shell. Вы обязаны иметь представление и опыт работы в консоли, т.к. почти всегда на форумах пишут решения проблем через консоль.
В-третьих, попробуйте найти линуксоидов в вашем городе, что бы завестись оффлайновскими помощниками. Друзья всегда помогут в трудную минуту!
В-четвёртых, старайтесь тестировать, “щупать” и обсуждать новые релизы различных дистрибутивов на базе СПО.
Получив основы основ, можно и расширить знания. Идём общаться с возможным клиентом.
Отлично! Все предыдущие пункты выполнены, далее нам нужно это продать клиенту. Поиск клиента работа особенная, поэтому предположим, что у вас у же есть готовые лиды.
Очень важно в процессе общения с клиентом говорить не на техническом языке. Клиенту нужно доказать правильность выбора внедрения продуктов на базе СПО.
Давайте перечислим основные проблемные места, и постараемся дать объяснения, коротко.
1. В Linux только командная строка и всё остальное не доделанное до конца.
Отчасти, данный выпад адекватен и имеет место быть со стороны клиента. Вероятно ему об этом кто-то рассказал, что в линуксе только чёрный экран и сплошной текст. Тут отлично подойдёт для примера демонстрация дружелюбного интерфейса рабочего стола Ubuntu. Если нет возможности показать рабочий стол, то покажите видео с 3D эффектами рабочего стола. Это будет круто!
2. Linux только для серверов и на рабочем месте сотрудника он не востребован, т.к. продукты MS тут не установить легально.
Ориентируйтесь на то, что клиент никогда не работал на линуксе. Тут отличным встречным вопросом будет: “А вы знаете, что ваш Макбук c MAC OS в основе имеет Линукс?” — это отличный ход, что бы привлечь внимания. В настоящее время почти все дистрибутивы линукса имеют максимально дружелюбный интерфейс, например Fedora или Ubuntu. Продукты MS, совсем не обязательны в работе и не могут быть стандартом, если только компания сделала для себя стандартом продукты MS.
На рабочем столе сотрудника используется до 90% программ, аналог которым есть на базе открытого ПО.
Рекомендую, подготовить заранее план демонстрации бесплатного ПО, которое решает задачи под Linux лучше чем под Windows. Так же не забываем про то, что сервера лучше работают на Linux платформе и это говорит весь МИР!
3. Безопасность на Linux относительна.
Если клиент об этом интересуется, то значит ему это важно или он “троль”. Здесь можно указать, что рабочие станции сотрудников или сервера имеют максимальную защиту. Пакеты с обновлением всегда приходят вовремя. В проприетарной ОС о вашей безопасности заботятся антивирусы и файерволы. В большинстве случаев они платные и их нужно на ОС устанавливать отдельно. В случае же безопасности на Линукс, система сама о себе позаботиться. Сама накатит обновления безопасности и выдаст отчёт о готовности. Никаких сторонних программ не нужно Линуксу для “железной” безопасности.
4. Где взять программы для нашего Линукса.
Все программы лежат либо в официальном репозитории, либо в репозитории вендора конкретного продукта. Тут важно заметить, что репозитории можно хранить оффлайн на различных носителей, например на DVD. Часто доступ с рабочих мест в Интернет ограничен, и что бы 1000 машин не генерировали трафик — используется локальный архив репозитория.
5. Проблемы с совместимостью приложений и железа. Проблема с драйверами.
Это главная проблема Линукса, что все новые железки делаются под платные ОС, но Линукс старается и появляется каждый день совместимое оборудование. Здесь при разговоре с клиентом нужно оперировать пилотным проектом и что бы была возможность заранее выбрать оборудование под Линукс.
6. Обучение сотрудников.
Обязательно заложите часы работ с сотрудниками, которые будут работать за этими рабочими станциями. Делайте сами учебное пособие, что интерфейс был 1:1, что на картинке, и что на экране сотрудника.
Идём уверенно дальше. У нас есть знания, мы уговорили клиента попробовать продукты СПО, в частности графический дистрибутив Линукса. Теперь нам нужно понять финансовую составляющую.
Здесь мы рассмотрим затраты на обслуживание АРМ с Линуксом, без платного ПО.
Попробуем составить возможную градацию специалиста ИТ:
Аникей — Человек не далёкий от ИТ, но чаще решающий вопросы характера: “не работает мышка”.
Младший системный администратор — Человек с опытом. Возможно, опытный Аникей.
Старший системный администратор — Бородатый матёрый системный администратор
Руководитель отдела ИТ — Человек который должен всё организовать.
Таблица сколько рабочих место должен обслуживать в режиме 8х5 Windows ИТ специалист в соответствии со своей квалификацией:
Методы и средства решения инцидентов на рабочих местах, решаются в зависимости от квалификации специалиста.
Исходя из таблицы можно прикинуть среднюю стоимость затрат предприятия на ЗП ИТ специалистов в зависимости от количества рабочих станций. Так же предположим, что часто аникей приравнивается к системному администратору в небольших компаниях.
Из таблицы видно, что с увеличением рабочих станций — нам требуется всё больше и больше специалистов. Также нам нужно руководство этими специалистами. Это всё очень затратно.
Тут нам приходит на помощь продукты СПО, а конкретнее GNU Linux Ubuntu или Fedora, или ещё кто. Используя Линукс, прирост в производительности ИТ специалистов +50%. Значит компания может расти без увеличения трат на ИТ специалистов. Линукс не требует частого внимания от специалистов. Есть отрицательный момент, что специалист по Линукс системам дороже на 10-20%, но так он и существенно производительнее.
Нужно также обратить внимание клиента, что своих сотрудников ему нужно оформлять в штат и платить все налоги за них, а также нести ответственность за добросовестность подчинённого. Кому нужен сомнительный сервис? Тут нам поможет Аутсорсинг полный или частичный.
Подведя финансовый итог, получается так, что команда линуксоидов стоит меньше и работает лучше:
PS: Буду рад выслушать критику в личку или тут, ниже. Если нужно расписать какой-то момент подробнее — распишем.
Автор: pogorzhelskiy