“А я… карбюратор промываю!”
Анекдот
Введение
В детском садике мы с единомышленниками препарировали кузнечиков в надежде разобраться в их строении. В школе распаивали радиоприёмник “Россия”. В институте дошла очередь до автомобилей, гайки которых были многократно переставлены. Интересы поменялись, но желание “разбирать” иногда просыпается, и сегодня оно направлено на Андроид.
Сколько раз вас выручало наличие исходников Андроида? Меня — уже не счесть. Андроид — открытый проект, но, к сожалению, у нас есть возможность только читать; править код Андроида, не будучи сотрудником Google, практически невозможно. Погрустим над этим моментом и загрузим репозиторий. Как это сделать, отлично описано на официальном сайте.
Общая архитектура
Архитектуру Андроида можно схематично изобразить так:
Оригинальная схема не содержит информации об особенностях ядра и не акцентирует внимание на Binder-е и системных сервисах. А ведь Binder является “клеем”, связывающим все компоненты системы.
Как правило, в книгах описывается верхний левый синий прямоугольник, то есть API, которое доступно разработчику прикладных приложений. Нас же интересует всё, что ниже. Сегодня мы рассмотрим только ядро.
Ядро
Ядро — центральная часть любого дистрибутива, называемого “Линукс”. Несмотря на доступность “чистого” ядра, многие разработчики (Ubuntu, Fedora, SuSe и т.д.) добавляют к нему свои патчи перед включением в дистрибутив. Андроид идёт той же дорогой, только ценой потери прямой совместимости: на “чистом” ядре он не заведётся. В настоящее время есть намерения включить “андроидизмы” в основную версию ядра, в 2011 году Линус Торвальдс давал на этот процесс 4-5 лет. Успех уже достигнут в рамках включения механизма wakelocks в версии ядра 3.5.
Рассмотрим “андроидизмы” более подробно.
Wakelocks
История данного механизма эпична, потянет на сборник статей “Путь wakelock-ов в Линукс”: их обсуждение заняло порядка 2000 писем в рассылке LKML.
Настольные компьютеры и ноутбуки имеют устоявшуюся систему энергорежимов (у x86 процессоров таковых несколько): компьютер работает “на полных оборотах”, когда что-то делается, и уходит в энергоэффективный режим, когда система простаивает. Уход в “спящий” режим происходит либо после довольно длительного бездействия, либо вручную, например, при закрытии крышки ноутбука.
На телефонах требовался другой механизм: основное состояние системы — “спячка”, выход из него осуществляется только в случаях необходимости. Таким образом, система может уснуть, даже если какое-то приложение проявляет активность. В Андроиде был реализован механизм wakelock-ов: если приложение (или драйвер) выполняет что-то важное, что должно дойти до логического завершения, оно “захватывает” wakelock, предотвращая засыпание устройства.
Попытки портирования механизма wakelock-ов в ядро вызвали сопротивление многих разработчиков. Программисты Андроида решали конкретную проблему, решением которой стал определённый механизм. Условия задачи были весьма узки. Целевая платформа — ARM, поэтому использовались её особенности: ARM-процессоры изначально предполагают частую смену режимов работы “сна” и “бодрствования”, в отличие от x86. В Андроиде приложения общаются с системой управления питанием через PowerManager, а что делать клиентским Линукс-приложениям?
Разработчики Андроида даже не пытались найти общее решение “на будущее”, которое потом без проблем бы вливалось в основное ядро, не консультировались по этой проблеме с сообществом ядра Линукс. Можно ли их за это винить? Несмотря на все проблемы и обсуждения, как упоминалось выше, в ядре появилось API с идентичной функциональностью autosleep.
Программистам приложений под Андроид довольно редко приходится сталкиваться с wakelock-ами, так как платформа и драйверы обрабатывают возложенные на них обязательства с учётом “спящего” режима. Тем не менее, вмешаться в этот процесс поможет знакомый PowerManager. Кстати, автору приходит в голову только один сценарий: не дать телефону уснуть при запуске сервиса из BroadcastReceiver-а, что решается вспомогательным классом из Android Support Library WakefulBroadcastReceiver.
Low Memory Killer
В стандартном ядре Линукса есть Out of Memory Killer, который на основании параметра badness определяет убиваемый процесс:
badness_for_task = total_vm_for_task / (sqrt(cpu_time_in_seconds) *
sqrt(sqrt(cpu_time_in_minutes)))
Таким образом, чем больше процесс потребляет памяти и чем меньше живёт, тем меньше ему повезёт.
Все программисты, читавшие документацию или проходившие собеседования, знают, что, во-первых, процесс может быть “убит” и при наличии свободных ресурсов, во-вторых, кандидат на вытеснение выбирается по другим критериям: наличие “живых” Андроид-компонент, видимость пользователю и так далее.
Механизм довольно простой: каждому процессу присваивается приоритет от -17 до 16, при этом чем выше приоритет, тем выше вероятность убивания процесса, и, в зависимости от количества свободной памяти, выбирается приоритет, начиная с которого процессы будут завершены. Приоритеты описаны в ProcessList.java. Занимательно, что приоритет приложения домашнего экрана HOME_APP_ADJ довольно высок, а я-то думал: почему он постоянно перезапускается?
Массивы mOomAdj и mOomMinFreeLow/mOomMinFreeHigh как раз задают правила “когда что очистить”:
private final int[] mOomAdj = new int[] {FOREGROUND_APP_ADJ, VISIBLE_APP_ADJ, PERCEPTIBLE_APP_ADJ, BACKUP_APP_ADJ, CACHED_APP_MIN_ADJ, CACHED_APP_MAX_ADJ};
private final long[] mOomMinFreeHigh = new long[] {49152, 61440, 73728,86016, 98304, 122880};
Таким образом, приложение домашнего экрана вытесняется при остатке свободной памяти в 73728 КБ на телефоне с экраном 1280x800 и ОЗУ в 700 МБ.
ProcessList передаёт соответствующие значения в ядро, что можно видеть в его методе updateOomLevels.
Приоритеты процессам выставляет Activity Manager Service, один из многих системных сервисов, общаться с которым можно через Activity Manager.
Binder
Binder, наряду с другими решениями (Files, Sigmals, Sockets, Pipes, Semaphores, Shared Memory и т.д.), решает задачу межпроцессного взаимодействия. Ноги у данного решения растут из проекта OpenBinder, разработчики которого в своё время перешли в команду Андроида.
Boinic (реализация libc) не использует System V IPC, так как в андроидовском окружении стандартные средства приведут к утечкам ресурсов.
Особенности:
- Управление потоками (мы все помним, что сервис, поддерживающий AIDL, должен работать в многопоточном окружении). Максимальное число потоков — 15 (ProcessState.c, метод open_driver), поэтому не стоит блокировать Binder-потоки в большом количестве без лишней необходимости.
- Механизм информирования о смерти процесса, держащего объект Binder “Link to Death”. Например, через него Window Manager узнаёт о смерти приложения и удаляет связанные с ним окна. Также LocationManager при смерти всех своих слушателей перестаёт опрашивать GPS-приёмник. Lowmemorykiller доволен. :)
- 2 режима вызова: блокирующий и неблокирующий (oneway). В первом случае вызывающий поток блокируется и ждёт отработки метода в потоке процесса-обработчика. Программисты просто вызывают методы через точку, взаимодействие потоков берёт на себя платформа.
- Передача UID и PID для безопасности. Через них системные сервисы определяют, есть ли у вызывающего процесса права совершать запрашиваемые действия.
- Для Java-программистов — средства создания Proxy и Stub-ов для конвертирования вызовов Java-методов в транзакции Binder-а.
Рассмотрим как это работает на примере LocationManager-а.
Когда мы хотим получить информацию о GPS, происходит следующее:
- Наше приложение вызывает соответствующий метод у LocationManager-а.
- LocationManager делегирует вызов прокси-объекту, преобразующему Java-методы и объекты в Binder-транзакцию (прокси-объектом у LocationManager-а является mService).
- Транзакция посылается драйверу ядра, который перенаправляет её LocationManagerService-у, отнаследованному от .LocationManager.Stub.
- .LocationManager.Stub делает обратные действия: разворачивает транзакцию в вызов Java-метода.
- .LocationManagerService обрабатывает запрос (используя, например, GPS-драйвер).
- Stub-объект пакует ответ в транзакцию, и процесс идёт в обратном направлении.
- Драйвер пересылает ответ обратно.
- Прокси-объект распаковывает результат вызова метода в Java-объекты.
Как видим, за вызовом методов системных сервисов скрывается довольно большая логика.
Ashmem
Anonymous Shared Memory (ashmem) — механизм разделяемой памяти. В Линуксе, как правило, данный механизм реализован через POSIX SHM. Разработчики Андроида сочли его недостаточно защищённым, что могло сыграть на руку вредоносному ПО. Особенностями ashmem-а являются счётчик ссылок, при обнулении которого разделяемая память может быть освобождена (например, память освобождается при завершении всех процессов, использующих её), и сокращение разделяемого региона при нехватке памяти в системе.
Ярким примером использования ashmem-а является процесс zygote, в котором загружается стартовая версия Dalvik VM с загруженными базовыми классами и ресурсами, а остальные приложения просто ссылаются на эту память.
Binder имеет ограничение на размер транзакции в 1МБ (иначе будет выброшено исключение TransactionTooLargeException). Если нам надо передать из одного процесса в другой большой объём данных, можно как раз воспользоваться Ashmem-ом: создать MemoryFile и передать дескриптор файла в другой процесс.
Logger
Обычные дистрибутивы, как правило, используют две системы логирования: лог ядра, доступный через команду dmesg, и системные логи, располагающиеся обычно в директории /var/log.
Система Андроида включает несколько циклических буферов для хранения сообщений пользовательских программ (что продлевает время жизни карт памяти, так как циклы чтения-записи не расходуются впустую) и не имеет дополнительных задержек от работы с сокетами, которые применяются в стандартном syslog-е.
На диаграмме представлена общая система логирования Андроида. Драйвер логирования предоставляет доступ к каждому буферу через /dev/log/*. Приложения имеют доступ к ним не напрямую, а через библиотеку liblog. С библиотекой liblog общаются классы Log, Slog и EventLog. Команда adb logcat показывает содержимое буфера “main”.
Заключение
В данной заметке мы кратко рассмотрели некоторые особенности Андроида как Линукс-системы. За скобками остались некоторые другие части (pmem, RAM console и т.д.), а также такие важные аспекты платформы в целом, как System Service, процесс запуска системы и другие. Если данная тема будет интересна, в следующих статьях мы рассмотрим и их.
Автор: Odnoklassniki_ru