Совсем недавно я написал пост в котором дал немного теории, и описал практическую реализацию скрипта производящего голосовой обзвон (оповещение) абонентов по списку через usb модем Hyawei e1550. В одном из комментариев был задан вопрос о том как получить во время голосового соединения данные о нажатии кнопок на телефоне абонента. Детальное изучение этого вопроса и привело к созданию этого поста.
В данной статье будет представлена реализация колосового меню, с функциями:
— записи голосового сообщения
— выполнения системных команд
Все это стало возможным благодаря реализации декодера DTMF сигналов основанного на алгоритме Гёрцеля.
В качестве бонуса — архив с реализованными на perl-е скриптами голосового меню.
Среда разработки
операционная система: Linux
Дистрибутив: openSUSE 12.3
Ядро: 3.7.10-1.16-desktop #1 SMP PREEMPT Fri May 31 20:21:23 UTC 2013 (97c14ba) i686 i686 i386 GNU/Linux
Язык программирования: Perl
usb модем: Huawei e1550
Приступим
Реализация содержит следующие файлы и папки:
1. voice_menu.pl — основной скрипт с реализацией функций голосового меню
2. dtmf_decoder.pm — модуль декодирования dtmf сигналов (нажатия кнопок телефона в режиме тонового набора)
3. menu.01.pl — содержит описание голосового меню
4. menu.01 — папка с аудио файлами для menu.01.pl
5. messages — папка с записями голосовых сообщений
voice_menu.pl
#!/usr/bin/perl
use v5.16; # использовать версию Perl не ниже указанной
use strict; # включить дополнительные проверки
use warnings; # и расширенную диагностику
use diagnostics; # выводить подробную диагностику ошибок
use utf8;
use locale;
no warnings 'utf8';
# подключаем модуль Time::HiRes и импортируем
# в текущее пространство имен функцию sleep
# особенность данной функции - возможность указывать
# задержку меньше секунды
use Time::HiRes qw(sleep usleep gettimeofday);
# подключаем модуль dtmf_decoder
use dtmf_decoder;
# Для информации:
# Сообщения типа CEND выдаются модемом при завершении вызова
# и содержат в себе информацию о вызове, о причине завершения вызова
# и о состоянии устройства.
# формат вывода ^CEND:call_index, duration, end_status, cc_cause
# где:
# call_index - уникальный идентификатор вызова
# duration - длительность вызова в секундах
# end_status - код статуса устройства после завершения вызова
# cc_cause - код причины завершения вызова
# при подключении модема к компьютеру с OS Linux
# создаются 3 usb интерфейса для обмена данными с модемом
# обычно это:
# /dev/ttyUSB0 - командный интерфейс модема
# /dev/ttyUSB1 - голосовой(при включенном голосовом режиме) интерфейс модема
# /dev/ttyUSB2 - командный интерфейс модема. Отличается от /dev/ttyUSB0 тем
# что с него можно читать не только ответы модема на команды, а также служебные
# сообщения. Такие как данные о качестве сигнала, вывод ^CEND и прочее
# указываем порт для отсылки модему звука
my $VOICE_PORT = "/dev/ttyUSB4";
# указываем порт для подачи модему команд
my $COMMAND_PORT = "/dev/ttyUSB5";
# устанавливаем в:
# 0 - чтобы отключить вывод отладочной информации
# 1 - чтобы включить вывод отладочной информации
my $VERBOSE = 0;
# Открываем командный порт модема на чтение и запись
open my $SENDPORT, '+<', $COMMAND_PORT or die "Can't open '$COMMAND_PORT': $!n";
# Открываем голосовой порт модема на чтение и запись
# чтение аудио потока из порта в данной программе не используется
# но вам ничто не мешает превратить данный скрипт в автоответчик например
open my $SENDPORT_WAV, '+<', $VOICE_PORT or die "Can't open '$VOICE_PORT': $!n";
# вызываем функцию ожидания вызовов, которой передаются 1 параметр:
# - имя файла с голосовым меню
expect_calls('menu.01.pl');
# по окончании обзвона закрываем все открытые файлы/порты
exit_call();
# данная функция производит обзвон абонентов по списку
sub expect_calls{
# получаем имя файла с голосовым меню
my $l_file = shift;
# загружаем голосовое меню (файл menu.01.pl)
my $menu = load_menu('menu.01.pl');
# данная команда включает в модеме голосовой режим
# один раз включив его можно удалить/заремарить
# эту команду. Модем запомнит состояние.
#at_send('AT^CVOICE=0');
# данная команда включает в модеме отображение номера звонящего
my $l_rec = at_send("AT+CLIP=1",qr/^(OK|ERROR)/);
# цикл ожидания входящего звонка
while ( ) {
# при входящем звонке должно поступить сообщение RING
$l_rec = at_rec(qr/^(RING)/);
accept_call($menu);
}
}
# данная функция производит попытку вызова указного номера
# и в случае успеха - транслирует голосовое сообщение
sub accept_call{
my $menu = shift;
# в этом массиве хранится стtк перемещений по меню
my $position = [$menu];
# текущее меню
my $cmenu = $position->[0];
my %call_info = ();
# запоминаем время начала
$call_info{start_time} = time;
# ждем сообщения с номером телефона звонящего абонента #+CLIP: "+79117654321",145,,,,0
$call_info{phone} = at_rec(qr/^+CLIP: "(+d+)/);
$call_info{phone} =~s/^+d//;
# генерим имя файла для записи
$call_info{record_fname} = "phone_$call_info{phone}.time_$call_info{start_time}";
# принимаем входящий вызов
my $l_rec = at_send("ATA",qr/^(OK|ERROR)/);
return 0 if $l_rec eq "ERROR";
# ожидаем установления соединения
$l_rec = at_rec(qr/^^??(CONN:1|CEND:|ERROR)/);
return 0 if $l_rec ne "CONN:1";
# переключаем модем в режим приема/передачи голоса
# OK - переключение прошло успешно
# ERROR - переключение не произведено
# CEND:.... - абонент недоступен, занят или сбросил вызов
$l_rec = at_send('AT^DDSETEX=2',qr/(OK|ERROR|CEND:)/);
return 0 if $l_rec ne "OK";
# Если дошли до сюда - значит вызов установлен
# Звук модему и от него передается порциями по 320 байт каждые 0.02 секунды
print "time: [$call_info{start_time}] tphone: [$call_info{phone}] t"."Вызов принят.n";
my $checker = 0;
my $dtmf = 0;
# буфер для входящих аудиоданных данных
my $snd_in;
# буфер для исходящих аудиоданных данных
my $snd_out = $cmenu->{info_voice};
my $snd_count = 0;
my $snd_max = scalar @{$snd_out};
# открываем файл для записи входящего аудиопотока
my $l_fh = new IO::File "> ./messages/$call_info{record_fname}.raw" or die "Cannot open $call_info{record_fname}.raw : $!";
binmode($l_fh);
# Устанавливаем служебную переменную $| в единицу это отключает буферизацию.
# Таким образом данные в звуковой порт будут отправляться незамедлительно.
$|=1;
# проигрываем приветстви
#play_voice($snd_out);
# запоминаем время для отсчета 0.02 секунд
my $before = gettimeofday;
# основной цикл голосового меню
while (){
if ($snd_count == $snd_max) {
if ($cmenu->{record}==1){
$snd_out = $menu->{standart_messages}{null}{title_voice};
$snd_max = scalar @{$snd_out};
$cmenu->{record}=2;
print "time: [$call_info{start_time}] tphone: [$call_info{phone}] tПроизводится запись голосового сообщения в [./messages/$call_info{record_fname}.raw].n";
}
$snd_count = 0;
}
syswrite $SENDPORT_WAV, $snd_out->[$snd_count] , 320;
sysread $SENDPORT_WAV, $snd_in, 320;
syswrite $l_fh, $snd_in, 320 if $cmenu->{record} && $cmenu->{record} == 2;
$dtmf = dtmf_sample($snd_in);
if ($dtmf) {
#print "time: [$call_info{start_time}] tphone: [$call_info{phoe}] tНажата кнопка [$dtmf].n";
if ($dtmf eq '#') {
print "time: [$call_info{start_time}] tphone: [$call_info{phone}] tВыбран возврат в главное меню.n";
$position = [$menu];
$cmenu = $position->[0];
$snd_out = $menu->{info_voice};
$snd_count = 0;
$snd_max = scalar @{$snd_out};
} elsif ($dtmf eq '*') {
if ((scalar @{$position}) > 1) {
print "time: [$call_info{start_time}] tphone: [$call_info{phone}] tВыбран возврат в предыдущее меню.n";
shift @{$position};
$cmenu = $position->[0];
$snd_out = $cmenu->{info_voice};
$snd_count = 0;
$snd_max = scalar @{$snd_out};
}
} elsif ($cmenu->{menu}) {
if ($cmenu->{menu}{$dtmf}) {
$cmenu = $cmenu->{menu}{$dtmf};
print "time: [$call_info{start_time}] tphone: [$call_info{phone}] tВыбран пункт меню [$cmenu->{title}].n";
unshift @{$position}, $cmenu;
$snd_out = $cmenu->{info_voice};
$snd_count = 0;
$snd_max = scalar @{$snd_out};
if ($cmenu->{command}) {
print "time: [$call_info{start_time}] tphone: [$call_info{phone}] tВыполнена команда [$cmenu->{command}].n";
system "$cmenu->{command} &";
}
}
}
}
# мониторим состояние звонка
if ($checker==10) {
$l_rec = at_send("AT+CLCC",qr/^^??(OK|ERROR|CEND)/);
# выходим если сброшен
if ($l_rec eq "CEND") {
print "time: [$call_info{start_time}] tphone: [$call_info{phone}] tВызов завершен.n";
return 0
}
$checker=0;
}
# ряд управляющих циклом переменных
$dtmf=0;
$checker++;
$snd_count++;
# ожидаем остаток времени
while( gettimeofday-$before < 0.02 ) { }
$before = gettimeofday;
}
# Вешаем трубку.
at_send('AT+CHUP');
# закрываем файл с полученным сообщением
close $l_fh;
}
sub play_voice{
my $voice = shift;
my $count = shift || 1;
while ($count) {
for my $sampe (@{$voice}){
syswrite $SENDPORT_WAV, $sampe, 320;
#sleep(0.02);
my $before = gettimeofday;
while( gettimeofday-$before < 0.02 ) { }
}
$count--;
}
}
# данная функция загружает голосовое меню
sub load_menu{
my $l_file_name = shift;
my %voice_menu = do $l_file_name;
$voice_menu{standart_messages}{null}{title_voice} = load_voice($voice_menu{standart_messages}{null}{title_voice_fname});
$voice_menu{standart_messages}{back}{title_voice} = load_voice($voice_menu{standart_messages}{back}{title_voice_fname});
$voice_menu{standart_messages}{back_to_main}{title_voice} = load_voice($voice_menu{title_voice_fname});
load_menu_voices(%voice_menu,$voice_menu{standart_messages});
return %voice_menu;
}
# данная функция загружает аудиофайлы голосового меню
sub load_menu_voices{
my $menu = shift;
my $standart_messages = shift;
$menu->{info_voice} = load_voice($menu->{info_voice_fname});
for my $key (sort {$a <=> $b} keys %{$menu->{menu}}){
my $cur = $menu->{menu}{$key};
my $sub_voice = load_menu_voices($cur,$standart_messages);
$menu->{info_voice} = [@{$menu->{info_voice}},@{$sub_voice}];
}
$menu->{info_voice} = [ @{$menu->{info_voice}},
@{$standart_messages->{back}{title_voice}},
@{$standart_messages->{back_to_main}{title_voice}},
@{$standart_messages->{null}{title_voice}},
@{$standart_messages->{null}{title_voice}}
];
return load_voice($menu->{title_voice_fname});
}
# данная функция загружает голосовое сообщение в массив кусками по 320 байт
# принимает 1 параметр - имя файла
# формат звуковых данных - pcm, моно, 8000 кГц, 16 бит, signed
sub load_voice{
my $l_file_name = shift;
print "FILENAME: [$l_file_name]n";
my $l_fh = new IO::File "< $l_file_name" or die "Cannot open $l_file_name : $!";
binmode($l_fh);
my @l_bufer = ();
my $i=0;
while (read($l_fh,$l_bufer[$i],320)) { $i++; }
close $l_fh;
return @l_bufer;
}
# данная функция отправляет команду в командный порт модема
# и ждет ответа указанного в регулярном выражении
# принимает 2 параметра:
# 1-й - команда
# 2-й - регулярное выражение описывающее варианты ожидаемых ответов (по умолчанию OK)
sub at_send{
my $l_cmd = shift;
my $l_rx = shift || qr/(OK)/;
print $SENDPORT "$l_cmdr";
print "SEND: [$l_cmd]n" if $VERBOSE;
return at_rec($l_rx);
}
# данная функция ждет от модема ответа указанного в регулярном выражении
# принимает 1 параметра - регулярное выражение описывающее варианты ожидаемых ответов (по умолчанию OK)
sub at_rec{
my $l_rx = shift || qr/OK/;
my $recive='';
#print "white: [$l_rx]n";
until ( $recive=~$l_rx ) {
$recive=<$SENDPORT>;
$recive=~s/[nr]+//msg;
print "RECIVE: [$recive]n" if $VERBOSE && $recive;
}
$recive=~$l_rx;
print "END RECIVE: [$recive] [$1] [$l_rx]n" if $VERBOSE;
return $1;
}
# данная функция закрывает ранее открытые порты модема
sub exit_call{
print "ОПОВЕЩЕНИЕ ОКОНЧЕНОn";
close $SENDPORT_WAV;
at_send('AT+CHUP');
close $SENDPORT;
}
dtmf_decoder.pm
# модуль: dtmf_detect
# автор: lastuniverse
# за основу взят Си код Mr. Blue:
# http://www.phrack.org/issues.html?issue=50&id=13
# данный модуль содержит реализацию алгоритма Гёрцеля
# http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC_%D0%93%D1%91%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8F
# http://www.dsplib.ru/content/goertzel/goertzel.html
use v5.16; # использовать версию Perl не ниже указанной
use strict; # включить дополнительные проверки
use warnings; # и расширенную диагностику
use diagnostics; # выводить подробную диагностику ошибок
use utf8;
use locale;
package dtmf_decoder; # указываем новое пространство имен
require Exporter; # загрузить стандартный модуль Exporter
our @ISA = qw(Exporter); # неизвестные имена искать в нем
our @EXPORT = qw(dtmf_sample dtmf_clear); # имена, экспортируемые по умолчанию
our @EXPORT_OK = qw(_recalc ); # имена, экспортируемые по запросу
# в этом хэш массиве будем хранить все наши настройки и данные
my %o = (
# хэш массив в котором будут храниться рассчитанные коэффициенты
# необходимые для работы алгоритма Гёрцеля
f => {
'697' => { K => 0, C => 0 },
'770' => { K => 0, C => 0 },
'852' => { K => 0, C => 0 },
'941' => { K => 0, C => 0 },
'1209' => { K => 0, C => 0 },
'1336' => { K => 0, C => 0 },
'1477' => { K => 0, C => 0 },
'1633' => { K => 0, C => 0 },
},
# список частот строк и столбцов таблицы dtmf сигналов
# 1209 Гц 1336 Гц 1477 Гц 1633 Гц
# 697 Гц 1 2 3 A
# 770 Гц 4 5 6 B
# 852 Гц 7 8 9 C
# 941 Гц * 0 # D
rf => [ '697', '770', '852', '941' ],
cf => [ '1209', '1336', '1477', '1633' ],
# Вспомогательный хэш массив для определения номера dtmf сигнала
dtmf => {
'697' => { '1209' => 1, '1336' => 2, '1477' => 3, '1633' => 4 },
'770' => { '1209' => 5, '1336' => 6, '1477' => 7, '1633' => 8 },
'852' => { '1209' => 9, '1336' => 10, '1477' => 11, '1633' => 12 },
'941' => { '1209' => 13, '1336' => 14, '1477' => 15, '1633' => 16 },
},
# Список наименований dtmf сигналов (входным параметром является
# значение из вспомогательного массива dtmf)
# выходным - наименование нажатой кгнопки
info => ['NONE', '1', '2', '3', 'A', '4', '5', '6', 'B', '7', '8', '9', 'C', '*', '0', '#', 'D'],
# далее идут параметры используемые для работы алгоритма
tones => 0, # рассчитывается. содержит количество обрабатываемых частот
rate => 8000, # частота оцифровки обрабатываемого сигнала
len => 100, # количество оцифровок обрабатываемых за раз
# значение выбрано из расчета обработать за раз пакет из 320 байт
# считанных из аудио порта модема (2 байта на 1 оцифровку)
# (уменьшил до 100 для увеличения скорости обработки)
range => 0.15, # используется для приведения значений максимальной мощности
thresh => 99999999, # используется для отсекания сигналов с мощностью меньше указанной
mincount => 4, # минимальное количество пакетов в которых фиксируется нажатие кнопки
# для того чтобы алгоритм считал кнопку нажатой
# range, thresh и mincount подбирались опытным путем и тестировались
# нескольких десятков звуковых файлов содержащих dtmf сигналы и посторонние
# шумовые эффекты.
debug => 0, # включает вывод отладочной информации
# хэш массив содержащий временные данные работы алгоритма
t => {
mincount => 0,
sample => [],
power => {},
maxpower => 0,
thresh => 0,
on => {},
last_dtmf => ''
}
);
# данная функция производит предварительный расчет коэффициентов необходимых для работы алгоритма
sub _recalc {
$o{tones} = scalar keys %{$o{f}};
for my $f (sort { $a <=> $b } keys %{$o{f}}) {
$o{f}{$f}{K} = $o{len} * $f / $o{rate};
$o{f}{$f}{C} = 2.0 * cos( 2.0 * 3.14159265 * $o{f}{$f}{K} / $o{len} );
print "COEFF: [$f] t[$o{f}{$f}{K}] t[$o{f}{$f}{C}]n" if $o{debug};
}
}
# данная функция производит предварительный расчет мощностей гармоник (указанных частот)
sub _calc_power {
my $freq_list = shift;
my @fk = @{$freq_list};
my %ff = %{$o{f}};
my %fp = %{$o{t}{power}};
my %u0 = ();
my %u1 = ();
my $t = 0.0;
my $in = 0.0;
my $i = 0;
for my $f (@fk) {
$u0{$f} = 0.0;
$u1{$f} = 0.0;
}
while ($i<$o{len}) { # feedback
$in = $o{t}{sample}[$i] || 0; # >> 7;
for my $f (@fk) {
$t = $u0{$f};
$u0{$f} = $in + $ff{$f}{C} * $u0{$f} - $u1{$f};
$u1{$f} = $t;
}
$i++;
}
print "MAXPOWER: [" if $o{debug} > 1;
for my $f (@fk) {
$o{t}{power}{$f} = $u0{$f} * $u0{$f} + $u1{$f} * $u1{$f} - $ff{$f}{C} * $u0{$f} * $u1{$f};
$o{t}{maxpower} = $o{t}{power}{$f} if $o{t}{power}{$f} > $o{t}{maxpower};
print "$o{t}{maxpower}, " if $o{debug} > 1;
}
print "]n" if $o{debug} > 1;
}
# данная функция отсекает пакеты с мощьностью сигнала ниже $o{t}{maxpower}
# расчитывает проходной уровень мощности для частот
# и фиксирует частоты уровень мощности которых выше проходного в массиве $o{t}{on}{$f}
sub _midle_calc {
my $freq_list = shift;
my @fl = @{$freq_list};
_calc_power($freq_list);
return 0 if $o{t}{maxpower} < $o{thresh};
$o{t}{thresh} = $o{range} * $o{t}{maxpower};
my $on_count = 0;
for my $f (@fl) {
if ($o{t}{power}{$f} > $o{t}{thresh}) {
$o{t}{on}{$f} = 1;
$on_count++;
} else {
$o{t}{on}{$f} = 0;
}
}
return $on_count;
}
# данная функция производит проверку наличия 2-х частот в обработанном пакете
# 1-й частоты из группы частот означающих номер строки из таблицы dtmf
# и 1-й частоты из группы частот означающих номер колонки из таблицы dtmf
# если проверка пройдена - возвращает значение из массива dtmf (номер)
sub _decode {
my $row_count = _midle_calc($o{rf});
return 0 unless $row_count;
my $col_count += _midle_calc($o{cf});
return 0 unless $col_count;
return 0 unless $row_count == 1 && $col_count == 1;
for my $dtmf (@{$o{rf}}) {
if ($o{t}{on}{$dtmf}) {
for my $f (@{$o{cf}}) {
return $o{dtmf}{$dtmf}{$f} if $o{t}{on}{$f};
}
}
}
#return 0 if $on_count == 0;
return 0;
}
# данная функция производит финальную проверку наличия dtmf сигнала
# основываясь на его длительности (mincount) отсекая случайные срабатывания
# и возвращает название нажатой кнопки из массива info
sub _analise {
my $x = _decode();
_sample_clear();
#return $x;
if ($x && $x == $o{t}{last_dtmf}){
$o{t}{mincount}++;
} else {
if ( $o{t}{last_dtmf} && $x != $o{t}{last_dtmf} ) {
if ($o{t}{mincount} >= $o{mincount}){
my $r = $o{t}{last_dtmf};
$o{t}{last_dtmf} = $x;
return $r;
}
}
$o{t}{mincount} = 0;
}
$o{t}{last_dtmf} = $x;
return 0;
}
# служебная функция для отчистки результатов промежуточных расчетов
# вызывается после расчетов мощьностей для каждого пакета
sub _sample_clear {
$o{t}{sample} = [];
$o{t}{power} = {};
$o{t}{maxpower} = 0;
$o{t}{on} = {};
$o{t}{thresh} = 0;
}
# функция для отчистки результатов промежуточных расчетов
# вызывается по завершении голосового вызова
sub dtmf_clear {
_sample_clear();
$o{t}{mincount} = 0;
$o{t}{last_dtmf} = {};
}
# функция принимающая на обработку пакет аудиоданных
# и возвращающая название нажатой кнопки в случае
# обнаружения dtmf сигнала
sub dtmf_sample {
my $_ = shift;
my @a = unpack("s$o{len}");
$o{t}{sample} = @a;
my $x = _analise();
print "DTMF: [".$o{info}[$x]."]n" if $x; #&& $o{debug};
return $o{info}[$x] if $x;
}
# производим расчет коэффициентов по умолчанию при подключении модуля
_recalc();
1;
menu.01.pl
use utf8;
use locale;
(
standart_messages => {
back => {
title => "возврат в предыдущее меню", # заноситься в лог
title_voice_fname => "./menu.01/back.raw" # озвучка при выборе меню (для возврата в предыдущее меню нажмите *)
},
null => {
title_voice_fname => "./menu.01/null.raw" # озвучка при выборе меню (для возврата в предыдущее меню нажмите *)
}
},
title => "главное меню", # заноситься в лог
info_voice_fname => "./menu.01/main.menu.info.raw", # озвучка при входе в меню (вы находитесь в главном меню компании бла-бла-бла)
title_voice_fname => "./menu.01/main.menu.title.raw", # озвучка при выборе меню (для возврата в главное меню нажмите #)
menu => {
'1' => {
title => "о нас", # заноситься в лог
info_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.1.info.raw", # озвучка при входе в меню (наша компания занимается предоставлением услуг в сфере бла-бла-бла)
title_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.1.title.raw" # озвучка при выборе меню (если вы хотите узнать больше о нашей компании нажмите 1)
},
'2' => {
title => "наши услуги", # заноситься в лог
info_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.2.info.raw", # озвучка при входе в меню (вы находитесь в меню - наши услуги)
title_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.2.title.raw", # озвучка при выборе меню (если вы хотите ознакомиться с предоставляемыми нами услугами нажмите 2)
menu => {
'1' => {
title => "набить морду соседу", # заноситься в лог
info_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.2.1.info.raw", # озвучка при входе в меню (стоимость услуги "набить морду соседу" составляет бла-бла-бла)
title_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.2.1.title.raw" # озвучка при выборе меню (если вы хотите ознакомиться с условиями предоставления услуги "набить морду соседу" нажмите 1)
},
'2' => {
title => "спровадить тещу", # заноситься в лог
info_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.2.2.info.raw", # озвучка при входе в меню (стоимость услуги "спровадить тещу" составляет бла-бла-бла)
title_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.2.2.title.raw" # озвучка при выборе меню (если вы хотите ознакомиться с условиями предоставления услуги "спровадить тещу" нажмите 2)
},
}
},
'9' => {
title => "послушать анекдот", # заноситься в лог
info_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.9.info.raw", # озвучка при входе в меню (анекдот)
title_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.9.title.raw" # озвучка при выборе меню (если вы хотите послушать анекдот нажмите 9)
},
'8' => {
title => "удалить голосовое меню", # заноситься в лог
info_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.8.info.raw", # озвучка при входе в меню (голосовое меню удалено)
title_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.8.title.raw", # озвучка при выборе меню (если вы хотите удалить программу "голосовое меню" нажмите 8)
command => 'echo "Не стоит так делать -> rm -R *"'
},
'7' => {
title => "оставить голосовое сообщение", # заноситься в лог
info_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.7.info.raw", # озвучка при входе в меню (вы можете оставить ваше сообщение после гудка)
title_voice_fname => "./menu.01/sub.menu.7.title.raw", # озвучка при выборе меню (если вы хотите оставить голосовое сообщение нажмите 7)
record => 1
}
}
);
Обещанный бонус
архив с исходниками на случай хабрапарсера
Если найдете ошибки, пишите в личку, исправлю.
Автор: lastuniverse