Вступление
Месяца два назад я полностью перешёл на OpenSource в плане написания музыки. Ещё год назад, меня никакими силами нельзя было заставить писать музыку в Linux и перейти с таких удобных продуктов как Adobe Audition, Logic Studio, FL Studio, многочисленных синтезаторов и плагинов обработки, но времена меняются, и ситуация с музыкальным софтом под linux изменяется к лучшему.
JACK Audio Connection Kit
Центр всего звука в Linux — JACK.
Если программа не поддерживает JACK, не тратьте время на её изучение. В нём можно коммутировать почти все. К примеру, есть DAW в которую мы пишем электрогитару и нам нужно компрессировать звук отдельным standalone компрессором — нет проблем если компрессор поддерживает этот звуковой сервер.
Сразу оговорюсь, что для коммутации я использую приложение от KXStudio Catia, а в качестве обработки — замечательный набор LADSPA плагинов Calf. Катя предоставляет наглядный интерфейс для коммутации приложений использующих JACK.
Почему следует использовать JACK?
Два главных пункта это:
- Обширные возможности коммутации
- Минимальные задержки (Ещё больше уменьшить задержки, позволяет RT ядро.)
Я настоятельно рекомендую использовать JACK2, т.к. с появлением этой версии я забыл о его постоянных вылетах. Не могу вспомнить, когда последний раз он вылетал или мне приходилось бы перезапускать сервер. В «первой» версии это было после каждого «неловкого движения», что изрядно портило творческий процесс.
DAW Ardour
Уже сейчас с полной уверенность можно сказать, что Ardour полноценная DAW (digital audio workstation), т.к. теперь он поддерживает работу с midi, правда пока это не совсем удобно, но от версии к версии заметны значительные улучшения.
На данный момент, Ardour в бинарном виде не поддерживает windows vst, для его поддержки нужно собрать daw из исходников с соответствующей опцией. Не рекомендую такой способ, если уж очень хочется какого-нибудь windows vst плагина, то для этих целей существует Festige.
FeSTige
FeSTige — QT обёртка программы FST, которая предназначена для запуска windows vst плагинов с соединением их через JACK.
К сожалению многие vst работают не должным образом. Знаю точно, что сэмплер kontakt работает на ура, именно из-за этой программы я долгое время не решался переходить. Основной плюс использования FST в том, что если плагин «упадёт», то не потянет за собой DAW с не сохранённым проектом.
LinuxSample
Пока единственный, достойный внимания, сэмплер. Поддерживает форматы GIG, SF2 и SFZ. В сети присутствует достаточно большое количество банок таких форматов, как платных так и бесплатных.
Хочу выделить лишь одну библиотеку пианино — Salamander Grand PianoV3, мне очень понравился её звук, звучит натурально, чисто и кстати она бесплатна.
На скриншоте jSampler Fantasia, графическая «Обёртка» на Java для LinuxSamler.
Calf
Ardour имеет поддержку LADSPA, поэтому Calf в нём работают без проблем, но есть для этих плагинов стек, в который можно загружать все эффекты и синтезаторы, сохранять их конфигурацию, ну и естественно работать с ними.
Пожалуй это лучшие плагины в linux для обработки звука не только с эстетической стороны, но и со стороны качества.
Заключение
В статье были рассмотрены конечно же не все плагины и типы плагинов, кстати я не затронул тему синтезаторов т.к. на данный момент не могу подобрать ничего стоящего, но и этого набора уже будет достаточно, чтобы начать, начать писать музыку в linux.
Автор: Zeeeee