Сегодня тема мониторинга IT – инфраструктуры и анализа логов набирает все большую и большую популярность. В первую очередь все задумываются о мониторинге событий безопасности, о чем и будет идти речь в данной статье. Несмотря на то, что на эту тему сказано и написано уже довольно много, вопросов возникает еще больше. И поэтому мы решили сделать перевод статьи «Сritical Log Review Checklist for Security Incidents», написанную Anton Chuvakin и Lenny Zeltser, которая будет полезна как для тех, кто только начинает работать с мониторингом событий безопасности, так и для тех, кто имеет с этим дело довольно давно, чтобы еще раз проверить себя, не упускаете ли вы некоторые возможности.
В этом чек-листе представлены действия, которые необходимы, если вы хотите мониторить логи систем безопасности и оперативно реагировать на инциденты безопасности, а также перечень возможных источников и событий, которые могут представлять интерес для анализа.
Общая схема действия
- Определите, какие источники журналов и автоматизированные инструменты можно использовать для анализа
- Скопируйте записи журнала в одно место, где вы сможете все их просмотреть и обработать
- Создайте правила определения того, что события являются необходимыми вам, чтобы в автоматическом режиме уменьшать «зашумленность» логов
- Определите, можно ли полагаться на метки времени журналов; рассмотрите различия часовых поясов
- Обратите внимание на последние изменения, сбои, ошибки, изменения состояния, доступ и другие события, необычные для вашей IT-среды
- Изучите историю событий, чтобы восстановить действия до и после инцидента
- Сопоставьте действия в разных журналах, чтобы получить полную картину
- Сформируйте гипотезу о том, что произошло; изучите журналы, чтобы подтвердить или опровергнуть её
Потенциальные источники логов безопасности
- Журналы операционной системы серверов и рабочих станций
- Журналы приложений (например, веб-сервер, сервер баз данных)
- Журналы инструментов безопасности (например, антивирус, инструменты обнаружения изменений, системы обнаружения/предотвращения вторжений)
- Исходящие журналы прокси-сервера и журналы приложений конечных пользователей
- Не забудьте также рассмотреть другие источники событий безопасности, не входящие в журналы.
Стандартное расположение логов
- Операционная система Linux и основные приложения: /var/log
- Операционная система Windows и основные приложения: Windows Event Log (Security, System, Application)
- Сетевые устройства: обычно регистрируются через syslog; некоторые собственное расположение и форматы
Что искать в логах Linux
Событие | Пример записи в логах |
---|---|
Успешный вход | «Accepted password», «Accepted publickey», «session opened» |
Неудачные попытки входа | «authentication failure», «failed password» |
Завершение сессии | «session closed» |
Изменение аккаунта | «password changed», «new user», «delete user» |
Действия Sudo | «sudo:… COMMAND=...», «FAILED su» |
Сбои в работе | «failed» или «failure» |
Что искать в логах Windows
Идентификаторы событий перечислены ниже для Windows 2008 R2 и 7, Windows 2012 R2 и 8.1, Windows 2016 и 10. (В оригинальной статье используются в основном идентификаторы для Windows 2003 и раньше, которые можно получить, отняв 4096 от значений указанных ниже EventID).
Большинство событий, приведенных ниже, находятся в журнале безопасности (Windows Event Log: Security), но некоторые регистрируются только на контроллере домена.
Тип события | EventID |
---|---|
События входа и выхода | Successful logon 4624; failed logon 4625; logoff 4634, 4647 и т.д. |
Изменение аккаунта | Created 4720; enabled 4726; changed 4738; disabled 4725; deleted 630 |
Изменение пароля | 4724, 4723 |
Запуск и прекращение работы сервисов | 7035,7036, и т.д. |
Доступ к объектам | 4656, 4663 |
Что искать в логах сетевых устройств
Изучите входящие и исходящие действия ваших сетевых устройств.
Примеры ниже – это выдержки из логов Cisco ASA, но другие устройства имеют схожую функциональность.
Трафик, допущенный файерволом | «Built… connection» «access-list… permitted» |
---|---|
Трафик, заблокированный файерволом | «access-list… denied», «deny Inbound»; «Deny ...by» |
Объем трафика (в байтах) | «Teardown TCP connection… duration… bytes...» |
Использование каналов и протоколов | «limit… exceeded», «CPU utilization» |
Обнаружение атаки | «attack from» |
Изменение аккаунта | «user added», «user deleted», «User priv level changed» |
Доступ администратора | «AAA user...», «User… locked out», «login failed» |
Что искать в логах веб-сервера
- Чрезмерные попытки доступа к несуществующим файлам
- Код (SQL, HTML), как часть URL-адреса
- Доступ к расширениям, которые вы не устанавливали
- Сообщения об остановке/запуске/сбое веб-службы
- Доступ к «рискованным» страницам, которые принимают пользовательский ввод данных
- Код ошибки 200 (успешный запрос) на файлах, которые не принадлежат вам
- Ошибка аутентификации: Код ошибки 401,40
- Неверный запрос: Код ошибки 400
- Внутренняя ошибка сервера: Код ошибки 500
Полезные ссылки
Примеры событий Windows по каждому EventID:
EventID.Net
Справочник событий журнала безопасности Windows:
Windows Security Log Encyclopedia
Список инструментов анализа журналов:
Best Log Management Tools
Другие «шпаргалки», связанные с реагированием на инциденты безопасности в блоге одного из авторов оригинальной статьи:
IT and Information Security Cheat Sheets
Если вам интересна эта тема, то пишите комментарии, мы будем рады вам ответить. Подписывайтесь в нашу группу VK и канал Telegram, если хотите быть в курсе новых статей.
Автор: JuliaKoroleva