Привет. Сегодня мы хотим предложить вашему вниманию перевод одной очень интересной статьи, в которой поднимается весьма неоднозначная тема. Ни для кого не секрет, что всевозможные корпорации и социальные сети постоянно собирают различную информацию о своих пользователях и посетителях, включая логи их поведения в сети.
Неустанно протоколируется каждое наше действие, как онлайн, так и, зачастую, оффлайн. Впоследствии эти данные анализируются и используются всеми заинтересованными лицами, в том числе с получением прибыли. На нас зарабатывают социальные сети и рекламные агентства, но мы не имеем ни малейшей выгоды от этого.
К сожалению, интернет ничего не забывает. Всё, что попало в сеть, почти наверняка останется в ней навсегда. Даже не надейтесь на «забывчивость» социальных сетей и поисковиков, они не уничтожают данные, они их только накапливают. Многие оффлайновые компании распространяют личные данные своих клиентов: стоит оставить в какой-то анкете свой номер телефона, как через некоторое время посыплются рекламные SMS и звонки от совершенно других контор. Увы, в современном мире не осталось места таким вещам, как конфиденциальность и элементарные правила приличия в отношении распространения персональной информации. Это привело к тому, что в мире становится всё больше сторонников законодательного закрепления «права быть забытым». Этот термин означает процедуру принудительного удаления какой-либо информации о человеке из поисковой выдачи, если эти данные перестали быть актуальными и наносят ущерб репутации. Представьте, что вы, например, лет 15-20 назад обанкротились и распродавали своё имущество. С тех пор дела у вас наладились, вы встали на ноги и начали жизнь с чистого листа. Но и по сей день при вводе вашего имени в поисковик одним из первых будет выдаваться сообщение о том, что вы пошли по миру. Неприятно, правда?
К борьбе за «право быть забытым» недавно активно присоединились европейские политики, и теперь на Google начинают оказывать давление, требуя удалить некоторые данные из поисковой выдачи. Пока что это единичные случаи, но лиха беда начало. Пожалуй, это один из первых в истории случаев, когда совпали устремления политиков и простых граждан. В данном случае, чиновниками движет желание ограничить распространение информации об их неблаговидных, с точки зрения потенциальных избирателей, деяниях. Но суть та же — никто не хочет, чтобы неприятные подробности его жизни всегда вылезали на первую страницу Гугла или Яндекса.
По другому пути пошли отечественные законодатели. Скандальный закон, требующий хранить персональные данные россиян исключительно на российских серверах, воспринят общественностью в штыки.
Поскольку на нас всё равно кто-то наживается, то почему бы не отщипнуть кусочек от этого финансового пирога? И первые шаги в этом направлении уже сделаны: стартап Citizenme разработал приложение, которое устанавливается на смартфон и собирает различную информацию о своём владельце, которую потом… можно продать.
Авторы проекта поставили своей долгосрочной целью создать удобный механизм для продажи информации о нашей собственной активности напрямую тем компаниям, которые мы выберем самостоятельно. Инструмент для сбора и анализа данных представляет собой мобильное приложение, которое подключено к аккаунтам владельца в различных социальных сетях. При этом авторы проекта, в первую очередь, стараются таким образом предупредить людей, помочь им понять, какие данные о них собираются и как потом используются.
Несмотря на раздражающее обилие рекламы, встречающейся на просторах сети, именно она является питательной средой для интернета, благодаря рекламе становится возможным финансирование огромного количества онлайн-проектов. Однако политика агрессивного сбора информации о пользователях сделала людей недоверчивыми. И авторы Citizenme надеются, что их детище позволит пользователям взять под контроль процесс сбора информации о них самих.
Как это работает
Для начала необходимо прописать в приложении все ваши аккаунты в соцсетях. Эти данные будут храниться только на смартфоне, а не на сервере Citizenme. На текущий момент приложение поддерживает Facebook, LinkedIn и Twitter, другие соцсети будут добавлены позднее.
Здесь наглядно отражается информация о вас, попадающая в общий доступ, поэтому вы сможете точнее настроить параметры безопасности в каждой из соцсетей. Более того, в приложении содержится информация, в которой подробно описываются нюансы политики предоставления услуг каждой из поддерживаемых систем. Наиболее важные настройки, например, правила использования Фейсбуком ваших фотографий и прочего контента, выделены красным цветом. И когда компании изменяют условия пользования, Citizenme предупреждает вас об этом и даёт возможность дать свою оценку. Правда, это совершенно символическая функция.
Авторы проекта совместно с Кембриджским Университетом разработали серию тестов, которые позволяют понять, как разные соцсети анализируют ваши данные. Например, приложение способно предсказать ваши политические предпочтения с точки зрения того или иного ресурса. Если это и не слишком полезно, то как минимум любопытно, и позволяет понять, почему вам показывают ту или иную рекламу.
Планы на будущее
Сейчас приложение разработано только под iOS, но в следующем месяце авторы планируют выпустить версию под Android. Разработчики намерены охватить все операционные сети и, с вашего согласия, собирать гораздо больше информации, включая местоположение, статистику с фитнес-трекеров и многое другое. Это, как минимум, позволит вам самим многое узнать о своём цифровом портрете, на который ориентируются рекламодатели. Ну, и заодно позволит вам продавать больше данных о себе.
Дабы построить прозрачные отношения со своими пользователями, разработчики собираются выложить полные коды клиентского приложения и, возможно, серверного. Также планируется создать независимую некоммерческую организацию, которая будет контролировать все изменения в условиях использования приложения. Этот шаг также будет направлен на завоевание доверия пользователей, которые смогут голосовать за каждое нововведение.
Финансирование проекта будет осуществляться за счёт комиссии с прибыли, получаемой пользователями от продажи своих данных. Если вы не захотите «торговать собой», то нужно будет оплачивать подписку.
Большой Вопрос
Наверное, вы уже на раз задали его себе, читая этот материал: а захочет ли кто-нибудь вообще продавать информацию о себе? Авторы проекта уверены, что желающие найдутся. По мнению основателя проекта, пользователей можно разделить на две большие группы. В первую входят люди старших возрастов, которым нужен полный контроль над информацией о себе в сети, и которые с радостью будут оплачивать подписку. Вторую группу составляет молодёжь, которая не придаёт значения распространению информации о себе и предпочтёт заработать на этом.
Также разработчики подчёркивают, что получение прибыли и отслеживание своих данных в сети не является единственными видами применения их приложения. Например, вы хотите приобрести машину, и опубликовав соцсетях своё намерение, вы вскоре начнёте получать рекламные предложения и информацию о скидках на автомобили. И Citizenme позволит точно контролировать подобную активность и дозировать информацию. При этом все стороны будут довольны: рекламодатели получат точечные проверенные данные о потенциальном клиенте, а пользователь сэкономит на приобретении. Экосистема в выигрыше со всех сторон.
Надо сказать, что Citizenme не является первой попыткой такого рода. Некоммерческая организация Attention Trust, уже прекратившая своё существование, пыталась разработать инструмента для сбора и продажи данных ещё в 2005 году. Но, похоже, эта попытка несколько опередила время. Сегодня смартфоны и соцсети стали вездесущими, а объём данных, собираемых в интернете, возрос многократно. Поэтому авторы Citizenme оптимистично оценивают будущее своего приложения.
Кто знает, может быть, скоро появятся целые рынки и биржи для самостоятельной торговли данными о себе. И если сейчас речь идёт о продаже и контроле над вашими данными, опубликованными в сети, то следующим логичным шагом будет добавление функции «информационного трекера». Вполне возможно, скоро подобные инфотрекеры станут не менее популярны, чем фитнес-трекеры.
Однако ряд пользователей не захотят ничего продавать и предпочтут максимально ограничить сбор данных о себе. И им необходимо будет предложить инструменты для подобной защиты. Такие механизмы прорабатываются в Yota Devices в рамках так называемой концепции «безопасного смартфона». Об этом мы расскажем в одной из наших следующих публикаций.
Автор: YotaDevices