Магазин электронных книг "ЛитРес" 13,1% своей выручки в феврале получил за счет предустановки своего приложения на телефонах, рассказал на форуме Apps4All директор по маркетингу Евгений Лисовский. Roem.ru поговорил с Лисовским и узнал, как сильно, на его взгляд, предустановки влияют на использование приложений - и справедливо ли возмущение "Яндекса", когда Google не дает ему предустанавливать свои сервисы
За год выручка "Литрес" от предустановленных приложений выросла на 679% (февраль 2015 года к февралю 2014 года), рассказывает Лисовский. Резкий рост выручки на графике он объясняет тем, что хорошо разошлась партия смартфонов с представовленным севрисом + стартом предновогодних покупок
Помимо увеличения доходов, предустановки положительно сказываются на увеличение узнаваемости бренда и лояльности к нему пользователей, рассказал Roem.ru Лисовский. «Эффект несомненно имеется, правда, измерить его сложно», отметил он.
Для нас главное, чтобы пользователи получили готовый удобный сервис чтения электронных книг без лишних действий, ну а косвенные положительные эффекты в виде роста узнаваемости и лояльности - это конечно хорошо, но все же второстепенно. Многие партнеры используют логотип "ЛитРес" и наших мобильных приложений в своих рекламных материалах. В основном это иконка приложения на экране смартфона как в рекламных видео-роликах по телевизору, так и в интернете и в печатных материалах.
«Предустановка действительно влияет на продвижение продукта, — рассказал на форуме представитель «Яндекса» Александр Зверев, — После того, как Google вырастил Android до 86% рынка, он начал пользоваться своим положением, сейчас в контрактах с вендорами поиск Google стоит на устройствах по умолчанию. Это бьет по нашей доле, а сделать с этим мы ничего не можем — предустановиться нам просто не дают, какие бы условия мы ни предлагали, как бы нас ни любил пользователь. Поэтому мы и пошли в ФАС, это нормальная практика для рыночной экономики».
Как «Яндексу» пришлось выбирать между смертью и помощью государства → Roem.ru
Сложности, которые испытывает «Яндекс» при достижении договоренностей с вендорами о предустановке своих сервисов, Лисовский видит в исторической конкуренции между российским поисковиком и Google:
Россия – одна из немногих крупных стран, в которой Google пока еще не доминирует. Это коммерческие компании, лоббирующие свои собственные интересы. Интерес Google в продвижении своих поисковых и прочих сервисов понятен, ровно как и интерес Яндекса.
В случае с платформой Android не исключено повторение истории 2009 года с Microsoft и Internet Explorer, когда Европейская комиссия обязала Microsoft не включать IE в стартовый пакет Windows 7, предназначенную для продажи в Европе. В итоге пользователю давали возможность самому сделать выбор из 12 браузеров. Возможно, история повторится и в России.
Стоит отметить, что Apple, например, тоже мало кого предустанавливает, хотя она владеет не только операционной системой, но и самими смартфонами. На устройствах Apple стоит по умолчанию браузер Safari и никаких других браузеров Apple предустанавливать разумеется не будет.
В "ЛитРес" особых сложностей при достижении договоренностей о сотрудничестве с вендорами не замечали. Когда компания начинала активно работать с вендорами по предустановкам, "ЛитРес" уже были на первом месте в России, и вендоры были заинтересованы дать пользователям качественный сервис, пояснил Лисовский.
Для нас предустановки не приоритетный канал продвижения: мы 90% нашей мобильной аудитории привлекли через обычные рекламные сети за счет мобильного маркетинга. В предустановках для нас проблемы лежали в основном в сложном договорном процессе: все таки крупные вендоры это большие компании, там все очень долго согласовывается, плюс не везде получалось договориться по приемлемым для нас с финансовой точки зрения условиям.
Когда с Apple обсуждать предустановки не приходится, а Android занимает 86% рынка, — платформа iOS приносит "ЛитРес" 83% выручки, а приложения под Android — всего 15%. При том, что компания сотрудничает по предустановке приложений с 18-ю крупными вендорами: Microsoft, Samsung, Sony, Philips, LG, Acer, Fly, Wexler, Ritmix, Texet и другими.
Лучший показатель ARPU (выручка/инсталлы) у iOS, - говорит Лисовский. - Похожая картина у всех, кто занимается продажей цифрового контента (игры, фильмы, музыка). За все время существования приложений, установок приложений «Читай!» и «Слушай!» для iOS в 1,7 раза больше через этих же приложений для платформы Android, при этом выручка из iOS больше почти в 6 раз.
По этой причине, при договоренности с производителями, компания избегает модели оплаты за каждую установку своего приложения: «Это большой риск для нас, поэтому мы стараемся договорится только на партнерскую revenue share модель», говорит Лисовский. Со всеми вендорами компания работает по этой модели: 20% с продаж ЛитРес отдает производителям со своих методов оплаты и 5% — при оплате через in-app [встроенная в Android система, которая забирает у компании 30% комиссии с каждой проведенной транзакции].
В компании активно начали работать в направлении предустановок в начале 2012 года. Тогда процесс согласования с вендорами шел очень тяжело, вспоминает Лисовский:
"ЛитРес" еще не был таким большим как сейчас, а приложения не были в топах, поэтому договариваться было сложно: трудно убедить вендора что твое приложение будет востребовано и будет иметь хорошую конверсию, если оно болтается где-то на 20-х местах в топе и имеет малую аудиторию. Разумеется основную аудиторию мы привлекли через рекламные сети, а не через предустановки.
Сейчас у "ЛитРес" более 18 миллионов установок всех мобильных приложений, и «это весомый аргумент в переговорной позиции», считает Лисовский:
У вендоров уже нет сомнений, что электронные книги это массовый и востребованный продукт на смартфонах, достойный предустановки, поэтому в 2014 году процесс предустановок пошел для нас куда быстрее и проще.