Детям Дед Мороз принес железную дорогу Duplo. Сегменты рельс очень легко соединяются между собой, и можно построить какой-нибудь небольшой, скорее всего просто замкнутый путь, поставить станцию и смотреть, как паровозик бегает по кругу. Иногда он останавливается и детёнок должен паровоз «заправить» из колонки, после чего паровоз снова поедет.
Вот пример простейшего пути:
Мне этот паровозик очень быстро наскучил, круга после третьего, и я пошел опять копаться на Thingiverse, чтобы в стотысячный раз попытаться применить 3Д принтер для чего-то полезного. И внезапно нахожу я там сегмент-стрелку как раз для паровоза Duplo.
Стрелка работает так: у нее есть три входа-выхода, назовем их первый, второй и третий. Если поезд въезжает в первый или второй узел, то он покидает стрелку всегда через третий. При этом стрелка переключается на соответствующий узел (т.е. если въехал через первый, то переключится на первый, если через второй — то на второй). А вот если он въезжает в третий узел, то выход зависит от состояния стрелки и он может выехать как через первый так и через второй. Т.е.:
'1' -> '3' (стрелка переводится на '1')
'2' -> '3' (стрелка переводится на '2')
'3' -> если стрелка на '1', то '1', иначе '2'
Распечатал я таких стрелок парочку, и стал собирать «нормальную» железную дорогу. Только все получалось как-то уныло — паровоз ездил только по части пути, залипая на каком-нибудь кольце, и выезжать оттуда не желал.
Задачка первая (простая): Сколько должно быть сегментов-стрелок в сети, чтобы все узлы были связаны между собой?
Но поднапрягшись, я для простейшего варианта задачу решил за несколько дней. Друг, пришедший в гости, решил ее за 5 минут, не напрягаясь :)
Обозначим каждую стрелку буквой, узлы так же, как в примере выше. Т.е. в нашей сети есть узлы ['a1','a2','a3','b1','b2','b3'].
[('a1','a2'),('a3','b3'),('b1','b2')]
Так и только так поезд будет проезжать все сегменты дороги в разных направлениях. На самом деле для двух стрелок есть всего два варианта решения — вот этот и неправильный.
А что, если взять больше стрелок? Хм, если я над простым решением столько думал, то больше я явно не осилю. Но осилит компьютер! Только как вот к этой задаче подобраться? Я бился несолько дней, все пытаясь присобачить к этому какой-нибудь поиск в глубину, и уже почти все бросил, как вдруг мне пришла в голову идея написать решение на бумажке.
Я просто разбил весь трэк на шаги:
Текущее состояние → Переход по стрелке → Переход по соединяющему сегменту → Запомнить новое состояние стрелок
Т.е. для приведенного выше решения переходы будут такие (состояние стрелок по умолчанию: a3-> a1; b3->b1):
a1 -> a3 -> b3 (a3-> a1; b3->b1)
b3 -> b1 -> b2 (a3->a1; b3->b1)
b2 -> b3 -> a3 (a3->a1; b3->b2) ## обратите внимание, что стрелка b3 переключилась
Дальше просто:
- Генерируем все возможные конфигурации дороги при заданном количестве стрелок
- По каждой дороге:
- Прогоняем поезд 10 раз и считаем количества проезда по каждому узлу
- Если есть узлы с 0 или 1 проездом, то это значит система после выхода на режим свалилась в бесконечный цикл
- Если таких узлов нет, значит поезд благополучно носится по всей дороге, что нам и надо!
Настолько просто, что я два дня бился головой об стол и пошел в итоге просить совета на stackoverflow, где мне выдали несолько решений на блюдечке за считанные минуты.
Генератор треков (объявлять задачей и убирать в спойлер не буду — для кого-то вроде меня это может быть очень жестокой шуткой, но попробуйте сами ради интереса решить):
def getTrack(l):
# recursion anchor, basic case:
# when we have 2 nodes only one pair is possible
if len(l) == 2:
yield [tuple(l)]
else:
# Pair the first node with all the others
for i in range(1, len(l)):
# Current pair
pair1 = [(l[0], l[i])]
# Combine it with all pairs among the remaining nodes
remaining = l[1:i] + l[i+1:]
for otherPairs in getTrack2(remaining, 1):
yield pair1 + otherPairs
Решалка треков:
def solveTrack(track):
#контейнер для считалки прохода по нодам с инициализацией
nodeCount = {}
for n in nodes:
nodeCount[n] = 0
railTr = None
jointTr = 'a1'
while True:
pos = jointTr #текущая позиция
nodeCount[pos] += 1 #посчитаем ее
railTr = getTransition(track, pos) #переход по соединяющим рельсам (зависит только от конфигурации трека)
nodeCount[railTr] += 1 #посчитаем этот узел тоже
jointTr = tj[railTr] #переход по стрелке (зависит только от состояния стрелки, которое зависит от предыдущего прохода или начального состояния)
if railTr[1] in ['1','2']: ##Перевести стрелку
tj[railTr[0]+'3'] = railTr
if max(nodeCount.values()) > nodesTrace and min(nodeCount.values()) < 3: #здесь мы просто после определенного числа прогонов nodesTrace смотрим, не осталось ли заброшенных участков. Если остались - значи поезд где-то залип и конфигурация не годится.
#print "Infinite cycle detected"
break
#sol = "{}t{}t{}t{}t{}".format(pos, railTr, jointTr, tj['a3'], tj['b3'])
#print sol
if max(nodeCount.values()) > nodesTrace * 1.5:
print "-------------------------------------------------------n"
print "Simulation complete!"
print 'nNodes: ', nodeCount, "n"
print "Solution: ", track
break
return
Осталось только задать список узлов для входных данных, переходы между узлами стрелки и начинаем поиск решения! Ура!
tj = {} #словарь переходов
nodes = [] #список узлов
##create joints transition table
for jt in range(nJoints):
tj[idxs[jt]+'1'] = idxs[jt]+'3'
tj[idxs[jt]+'2'] = idxs[jt]+'3'
tj[idxs[jt]+'3'] = idxs[jt]+'1'
nodes.extend((idxs[jt]+'1', idxs[jt]+'2', idxs[jt]+'3'))
Хм, а решения-то у дороги с четырьмя стрелками нет. И с шестью (я ждал несколько часов) — тоже нет. Вот и все. Мечте конец.
Хотя. А что, если сделать только часть стрелок переключаемыми, а остальные заморозить? Например, так:
if railTr[0] in idxs[:nSwitchableJoints]: ## nSwitchableJoints - это количество переключаемых стрелок
if railTr[1] in ['1','2']: ##Перевести стрелку
tj[railTr[0]+'3'] = railTr
И вуаля — решения есть и их много! Я постарался выбрать что-то покрасивее :)
Здесь только стрелка 'а' — переключаемая, остальные тройку всегда разрешают в единицу.
Этот трек соответствует решению:
[('a1', 'c3'), ('a2', 'f3'), ('a3', 'b3'), ('b1', 'd2'), ('b2', 'e1'), ('c1', 'e2'), ('c2', 'f1'), ('d1', 'f2'), ('d3', 'e3')]
nSwitchableJoints = 1
Вот и все, пока!
Автор: imwode