Анализируя состояние рынка купонных сервисов, нельзя не заметить серьезное снижение качества как предоставления услуг сервисами, так и самих скидочных предложений.
Все чаще стали появляться откровенные мошеннические предложения, да и сама работа некоторых сервисов при детальном рассмотрении напоминает классическую пирамиду.
И вот совсем недавно появились явные признаки краха пирамиды (пока одной) – крупный известный купонный сервис просит признать себя банкротом.
Пирамида ли?
Классическое определение пирамиды гласит:
«Финансовая пирамида — способ обеспечения дохода участникам структуры за счёт постоянного привлечения денежных средств. Доход первым участникам пирамиды выплачивается за счет вкладов последующих участников. В большинстве случаев истинный источник получения дохода скрывается и декларируется вымышленный или малозначимый. Подобная подмена является мошенничеством.
Как правило, в финансовой пирамиде обещается высокая доходность, которую невозможно поддерживать длительное время, а погашение обязательств пирамиды перед всеми участниками становится заведомо невыполнимо.»
Понятно, что классическая схема купонного бизнеса не подразумевает мошеннических схем, но в реалиях нашей страны правила немного меняются.
Дело в том, что изначально все вроде бы было прозрачно (для варианта, когда стоимость купона равна стоимости услуги/товара):
- партнер делает акцию, обеспечивает выполнение обещанных услуг или поставку товара в должном качестве.
- клиенты покупают купоны, переводя деньги сервису.
- сервис откусывает свой кусочек от стоимости купонов, а остальное переводит партнеру.
Можно заметить, что у нас получается двухсторонний «Остап Бендер»:
- – клиенты платят деньги утром, получают стулья вечером.
- – партнеры выдают стулья вечером, получают деньги следующим утром.
А деньги все у купонного сервиса.
Вот здесь-то и появляется соблазн покрутить где-нибудь временно «ничейные» деньги. Но для того, чтобы эффект от кручения был – необходимо задержать деньги на своей стороне на максимально возможный срок. В итоге начинаются задержки по выплатам и возвратам партнерам и клиентам.
Сервису можно пойти немного дальше и создать акцию с привлекательной ценой на популярный товар, при этом самим создать «партнера». Собранные с клиентов деньги пустить на благое дело, сроки поставок намеренно откладывать, объясняя не серьезным подходом «партнера», ну а первым нетерпеливым пользователям возвратить деньги. Что делать дальше думаю понятно: выжимаем сроки по максимуму, деньги возвращаем только слишком активным клиентам, а уже когда черное дело будет сделано – с гордостью вернуть всё и всем, попутно рассказывая в какую неравную схватку пришлось вступить с недобросовестным партнером.
А если пойти еще дальше?
Можно, но для этого придется вывести компанию в офшор со всеми вытекающими, зато после этого можно смело забивать на большую часть выплат по новым акциям, часть денег пускать на рекламу, поддержку офиса, ну и ограниченные выплаты по старым акциям и только по соответствующему судебному решению.
Вспомнить хотя бы акцию одного купонного сервиса с iPhone 4S:
19 октября 2011 года на bigbuzzy стартовала акция по продаже iPhone 4S за смешные 19 990рублей. Более 7,5 тысяч человек купили купоны, но до сих пор многие (по некоторой информации большинство) не могут получить телефоны, точнее теперь все хотят, конечно же, получить деньги, а не прошлогодний айфон. А что сервис? А сервис получил 150 миллионов рублей за пару недель.
Вот здесь и проявляется сходство с классической схемой пирамиды: финансовые поступления от последних продаж купонов расходуются на поддержание жизнедеятельности офиса и рекламу, при этом лишь частично средства выделяются на оплату старых долгов.
Так, а кто обанкротился?
Компания ООО «БИГБАЗЗИ» 27 сентября подала в Высший Арбитражный Суд РФ документы, на основании которых просит признать себя банкротом.
Пруф: kad.arbitr.ru
Если же сделать поиск на сайте арбитражного суда по делам с участием ООО «Бигбаззи», то можно найти несколько десятков споров сервиса с бигбаззи.
А столько же их в интернете: фан группа обманутых партнеров и клиентов в контакте.
Печально, что довольно неплохо работающий (по началу) сервис превратился в пирамиду.
Но проектная ли эта ошибка или же это банальное мошенничество?
На заметку: очень часто в глазах рядового обывателя «финансовая пирамида» и «мошенничество» — это синонимы. Однако по факту это не всегда одно и то же. Затевая долгосрочный проект, его инициатор может ошибаться в своих прогнозах, и тогда финансовая пирамида — это простое следствие проектной ошибки.
Автор: KAG