Как вы уже знаете, в августе этого года мы запустили Добро Mail.Ru. Это первый массовый интернет-сервис для благотворительности в рунете, где пользователь легко может помогать разным аудиториям: детям, взрослым, пожилым, животным, природе. Причем помогать не только деньгами, но и делом — например, оказывая бесплатно профессиональные услуги.
Мы всегда хотели знать, как рунет занимается благотворительностью. Что мешает пользователям делать это чаще? Кому они хотят помогать? Как их мотивировать? 3 декабря 2013 года мы совместно с ВЦИОМ рассказали о результатах исследования, которое провели среди 1500 пользователей рунета. Возраст опрошенных составил от 18 до 59 лет, проживают они в городах с населением от 100 000 человек
Кто?
Прежде всего, мы узнали, что ¾ опрошенных когда-либо занимались благотворительностью. Женщины немного больше вовлечены в этот процесс, среди них 79% помогали другим, у мужчин доля составляет 72%. Чаще всего деньгами помогают пользователи рунета в возрасте от 25 до 44 лет. Делом больше всего помогают молодые люди 18-24 лет, поскольку большинство ещё только встает «на ноги» в финансовом отношении.
Чем?
В целом пользователи рунета довольно редко помогают деньгами, лишь 24% за последние полгода жертвовали раз в месяц или чаще. Общая сумма пожертвований также невелика, 67% опрошенных отдавали не более 3% своего ежемесячного дохода.
Благодаря телевидению и другим СМИ самым популярным способом пожертвования стала отправка SMS —58%. На втором месте с большим отрывом личная передача денег — 29%. Пожертвования с помощью банковских переводов и платёжных систем занимают схожие доли — 26% и 23% соответственно.
Среди тех, кто помогает делами или делами и деньгами, лишь 15% делают это раз в месяц или чаще.
Кому?
Чаще всего люди готовы помогать детям и пожилым, это отметили 83% и 53% опрошенных. Животным готовы помогать уже менее половины пользователей рунета.
Выяснилось также, что возраст заметно влияет на предпочтения в выборе тех, кому люди готовы помогать: молодые чаще других помогают животных, наиболее экономически активные люди в возрасте от 25 до 44 лет чаще готовы помогать детям. Люди старшего поколения, напротив, более склонны помогать пожилым.
Также выявились вполне объяснимые закономерности: женщины более сострадательны и чаще готовы помогать детям, старикам и животным, а мужчины чаще готовы оказывать профессиональную помощь.
Что мешает?
Как вы помните, примерно четверть опрошенных пользователей не занимаются благотворительностью. Что их удерживает от этого? Самыми популярными причинами стали недоверие и отсутствие денег. Главные приметы нашего времени, к сожалению…
Безусловно, в благотворительности вопрос доверия очень важен. Поэтому мы уделили этой теме особое внимание в исследовании:
Как видите, у страха глаза велики: уровень доверия существенно выше у тех, кто уже когда-то помогал. В целом мужчины оказались более недоверчивыми, чем женщины.
Почему люди не занимаются благотворительностью чаще? Что могло бы помочь им? Оказалось, что для мужчин и женщин мотивирующие факторы имеют несколько разные приоритеты:
Если же сравнить мотивацию всех тех, кто уже совершал благотворительные пожертвования и тех, кто этого ещё не делал, то разница уже не столь велика:
Как видите, во всех четырёх срезах наиболее важным фактором оказывается недостаток информации. Многие были бы готовы помогать чаще, однако испытывают трудности в поиске заслуживающей доверия информации.
Ответственность
Мы спросили респондентов, кто, по их мнению, в России должен заниматься благотворительностью, и как они в целом оценивают сложившуюся в нашей стране ситуацию с безвозмездной помощью?
Как видите, большинство пользователей рунета считают, что благотворительностью должны заниматься богатые люди и крупные компании.
Доход
33% опрошенных считают, что занятие благотворительностью не зависит от уровня дохода. 25% уверены, что для оказания безвозмездной помощи нужно зарабатывать от 35 000 до 65 000 руб. в месяц. 22% опрошенных поднимают планку заработка выше 65 000 руб. для занятия благотворительностью.
Среди отметивших, что заработок должен быть выше 65 000, гораздо больше тех, кто никогда ранее не занимался благотворительностью. Напротив, пользователи рунета, уже имевшие опыт оказания безвозмездной помощи, заметно чаще других отмечают, что уровень дохода не влияет на занятие благотворительностью.
Инициатива
Почти две трети опрошенных (70%) считают, что благотворительную инициативу должны проявлять сами люди. На втором и третьем месте — благотворительные фонды и государство.
Роль работодателей
Поскольку подавляющее большинство населения являются наёмными работниками, то нас интересовала также оценка пользователями рунета роли своих работодателей.
Выяснилось, что большинство работодателей не поддерживают участие сотрудников в благотворительности. При этом среди тех, кто когда-либо занимался благотворительностью, заметно выше доля тех, чей работодатель поддерживает сотрудников в добрых делах.
Больше половины пользователей, которые не помогали никогда, стали бы активнее участвовать в благотворительности, если бы работодатель их поддерживал.
Идеал достижим
Как вы помните, для пользователей рунета одной из главных проблем на пути оказания благотворительности является недостаток достоверной информации. А каким должен быть идеальный ресурс с информацией о благотворительности?
Помимо приведённой общей статистики стоит отметить, что для тех, кто уже помогал деньгами, самым важным фактором назвали удобство и быстроту денежных переводов — 73%. Те, кто помогал делом, на первое место поставили доступность благотворительных проектов в их городе — 66%. Тем, кто никогда не помогал, важнее иметь доступ к отчётам о деятельности благотворительных организаций — 62%.
Волонтёры
Волонтёрское движение пока ещё не столь активно в России. Мы поинтересовались у наших респондентов, как они относятся к волонтёрам и какие черты считают характерными для этих людей.
Лишь 3% опрошенных нами являются волонтёрами. Эти люди пользуются уважением со стороны подавляющего большинства пользователей рунета. Выяснилось, что мужчины и женщины немного по-разному рисуют себе образ волонтёра:
Мужчины гораздо чаще женщин склонны считать, что волонтёр должен быть материально обеспечен и обладать большим количеством свободного времени.
Информация
85% женщин и 78% мужчин хотели бы получать информацию о новых благотворительных проектах и акциях. Треть пользователей, не участвовавших ранее в благотворительности, не хотят получать подобную информацию.
По степени популярности источники информации расположились следующим образом:
Однако уровень доверия к информации, получаемой из разных источников, зачастую совсем не совпадает с его популярностью:
Наиболее популярным способом получения информации пользователи назвали электронную почту. Почти половина опрошенных готовы ежемесячно получать информацию о новых благотворительных проектах.
Выводы
Итак, давайте подведём краткий итог исследования:
- Большинство пользователей рунета когда-либо занимались благотворительностью — 76%.
- Около 20% считают благотворительность важной частью своей жизни.
- Делом чаще помогает молодёжь, люди более старшего возраста предпочитают помогать деньгами.
- Большинство пользователей жертвуют не более 3% от своего месячного дохода.
- Обычно люди делают благотворительные пожертвования не чаще одного раза в 2-3 месяца.
- Самый популярный способ перевода денег — SMS.
- Доверие к размещённой в социальных сетях информации о благотворительных проектах и акциях невелико.
- Главными стимулирующими факторами для участия в благотворительности являются открытость и достоверность информации, поддержка со стороны семьи и друзей, а также государства и работодателей.
- Те, кто никогда не занимался благотворительностью, считают, что для этого нужен высокий уровень дохода. Те, кто уже оказывал безвозмездную помощь, совсем не привязывают эту деятельность к своему заработку.
Спасибо за внимание!
Автор: TeamMRG