За 3 года работы в компании Bercut я общалась с 40+ управленцами. Это были интервью по компетенциям, развивающие встречи и коучинговые сессии. И когда мы обсуждали препятствия на пути достижения личных, профессиональных и бизнес‑целей, чаще всего в качестве главного препятствия коллеги называли неуверенность в себе. Чем больше мы говорили об их неуверенности, тем очевиднее становились ее причины.
Где‑то не хватало теоретической базы в менеджменте, где‑то практического опыта в решении вопросов с командой или технических задач, но самый больший вес коллеги присваивали страху.
В своей статье я предлагаю:
Разобраться, как мы «попадаем» в страх.
Поговорить о видах страха и смысле каждого из них.
Рассмотреть способы выбраться из страха, каким бы он ни был.
Познакомиться с упражнениями, которые могут помочь даже при самостоятельном использовании.
«Страшные истории»
«Страшно, что ошибусь», «страшно, что не поймут и не пойму», «страшно, что опозорюсь и моя репутация навсегда будет испорчена», «страшно, что не достигну результата и придется увольняться», — именно эти страхи озвучивали мои собеседники.
Страх настолько силен, что руководители:
предпочитали избегать сложных разговоров с подчиненными, что приводило к накоплению проблем и росту непонимания;
не могли внедрять инициативы, и это замедляло не только скорость изменений в компании, но и выстраивание стандартных процессов в группе и между отделами;
не могли отказывать коллегам и руководителям, брали все задачи подряд и «закапывали» сами себя, а потом выгорали;
молчали на общих встречах по проектам, где есть руководители выше уровнем и коллеги из других департаментов. Это снижало эффективность кросс‑функциональной команды и формировало имидж «робкого, безыдейного новичка» или «уставшего эксперта».
Пребывание в страхе и неумение разобраться с ним, сказывалась на результатах взаимодействия с коллегами одного уровня и вышестоящими руководителями. Возникала мысль «я не на своем месте», которая уводила их от сфокусированной работы на результат, снижала эффективность, создавая нисходящую спираль неудовлетворенности работой. В некоторых случаях это приводило не просто к увольнению или возвращению на предыдущую должность, но и разочарованию в себе.
Было ли у вас такое? Какой свой страх можете добавить?
Предлагаю небольшое упражнение.
Выпишите все страхи, которые сейчас приходят в голову. Этот список можно сделать открытым: его дополнять новыми страхами, как только вы их замечаете в своей жизни. А затем анализировать: каких страхов больше, когда они возникают. Замечать закономерности, чтобы лучше понимать себя. А ваш текущий список нам понадобиться буквально через две минуты, когда мы начнем классифицировать страхи.
Пока вы вспоминаете и выписываете свои страхи, я поделюсь историями коллег.
Костя: «Страшно провалиться. Уже полгода на позиции тимлида, но не могу организовать работу команды».
Ника: «Страшно ошибиться. У меня недостаточно знаний, чтобы реализовать этот проект».
Митя: «Страшно отказать. Не могу сказать „нет“, когда прилетает еще одна задача».
Если попробовать найти что‑то общее во всех этих примерах и во всех ваших, что бы вы отметили? Как бы вы рассортировали свои страхи? Делитесь в комментариях.
Классификация страхов
Как‑то проходя одно из обучений, я познакомилась с классификацией страхов, о которой сейчас расскажу. К сожалению, не могу вспомнить авторов, при этом с большим уважением и благодарностью работаю с их моделью.
Попробуем с ней поработать.
Модель предполагает, что у нас всего 3 вида страхов.
Заметили ли вы в списке те, что хотя и пугают, но не несут существенной угрозы? Например, выступление с презентацией от группы на ретроспективе департамента. Или участие в веселых стартах на детском празднике в школе? Или проведение собеседования?
Все это примеры неоправданных страхов. В ситуациях, где мы испытываем такой страх, ничто не угрожает ни нам, ни нашей команде или близким людям. В данном случае мозг попадает в зону ошибочных предположений о будущем. Он неправильно прогнозирует — и всего‑то. Но платим мы тем, что не очень‑то приятно проживаем свою жизнь. А еще принимаем решения с ошибками. Как правило, мозг искажает реальность через защитные механизмы, которые мы «накопили» к текущему моменту. Поэтому работаем с такими страхами через мышление (об этом — чуть позже).
Двигаемся дальше. Есть ли в ваших списках страхи, где есть причины переживать за жизнь или здоровье? Это оправданные страхи.
В эту категорию попадают такие страхи и связанные с ними ситуации, где есть реальная угроза. Например, ваш ребенок взял разбитую бутылку во дворе, пока вы готовили дома борщ. Или вы проснулись на краю скалы после тимбилдинга. Или, представьте, вы в командировке в Каире и едете в такси по встречной полосе.
Что же делать с таким страхом? Ваши варианты?
Мой — любить и быть ему благодарным. Знаю, может звучать неубедительно. Но здесь только один вариант — пытаться увидеть смысл страха, уже после события, и благодарить. Ведь эти страхи сохраняют нам здоровье и жизнь, несмотря на неприятные ощущения. И мы можем отскочить от края пропасти, заорать на таксиста или забрать бутылку у ребенка. Может быть, резко или грубо, но главное, быстро, чтобы уберечь самое дорогое.
И еще раз смотрим на свой список страхов. Какие из них не попали в первые две категории? В нашей классификации — это эволюционные страхи. Их еще называют примитивными. Например, страх темноты, пауков, змей, громких звуков, высоты, глубины.
Что делать с такими страхами? Ничего. Примириться. Какие‑то из них пройдут с возрастом. Например, страх темноты. Но, в основном, они останутся с нами навсегда. Как и у оправданных страхов, причина их существования — защищать и оберегать нас.
Один из самых частых вопросов: «Но можно ли от них избавиться?» Если намеренно тренировать себя, то можно в большинстве случаев с помощью метода экспозиционной терапии (подробнее об этом здесь).
Посчитаем, какое соотношение страхов именно у вас. В моей бизнес‑практике получалось так: 90% — это неоправданные страхи, а остальные 10% — это оправданные и эволюционные. А какое у вас распределение по этим трем группам?
Знаете, у меня несколько лет назад возник вопрос: «Как же так получается? В реальности бизнеса нам ничего не угрожает, но мы все‑равно боимся». Это какая‑то несостыковка? Нет, все так, как и задумано природой. Дело в том, что мозг автоматически маркирует все неизвестное, некомфортное, непривычное как «опасное!», а значит, с высокой вероятностью «страшное!». В таком случае ему не нужно расходовать энергию на анализ ситуации, и он экономит калории. Зачем? Для того, чтобы если в случае реальной опасности нам все‑таки придется нападать или убегать, у нас на это была энергия. Ведь основная задача мозга — предсказывать реальность, чтобы мы выжили. Не чтобы мы жили радостно, легко и с вдохновением, а просто выжили. И тогда понятно, почему он преувеличивает значимость негативного опыта, шпарит нас отрицательными эмоциями и хочет, чтобы мы действовали быстро, пусть даже нерационально.
У нас есть только мысли о реальности
Что еще нам важно знать про работу мозга, чтобы найти способы работы со страхами? Он собирает информацию от органов чувств и интерпретирует ее. То есть получается, что с самого рождения мы живем на той карте, которую нам подсунул мозг через свою интерпретацию, а не видим реальность, какой она является. Другими словами мы смотрим не жизнь, а фильм о жизни.
При таком раскладе дел получается, что мы является «заложниками»? Нет, если мы увидели и признали, ладно, пусть даже допустили, что есть картина мира, которую показывает нам мозг, с одной стороны, и сама реальность, с другой. В этом случае есть шанс менять эту самую картину мира, а значит, и управлять своими страхами.
Прежде, чем мы отправимся менять свои мысли, чтобы страхов стало меньше, подведу промежуточный итог. Итак, большинство страхов в современной жизни и бизнесе — неоправданные. С ними работаем через мышление. Оправданными страхами руководствуемся (бьем или бежим) и благодарим, т.к. они говорят о реальной опасности. С эволюционными страхами живем бок о бок, «улыбаемся и машем».
Далее мы сфокусируемся только на методах работы с неоправданными страхами, т.к. их больше всего и из‑за своего объема они оказывают существенное негативное влияние на качество нашей жизни и работы. Обратите внимание, что все методики, о которых я расскажу, подходят для самопомощи. Им может обучиться каждый.
Работа с неоправданными страхами
Начнем.
Первый способ — это способ работы с мышлением. Нужно собрать информацию о ситуации, которая вызывает страх, и разложить ее по полочкам. Полочки в данном случае — не фигура речи, а в буквальном смысле уровни:
описание ситуации;
мысль, которая в этой ситуации возникла;
эмоция (т.к. мы пытаемся разобраться со страхом, и вы будете выбирать «страшные» истории из своей жизни, то в этом уровне будет страх, тревога, беспокойство, паника — все виды страха);
действия, которые делаю, сделал или хочу предпринять.
В свое время заметила, что именно этот инструмент находится в тройке наиболее эффективных для ИТ‑специалистов (рассказывала об этом в статье). Почему использование этой техники работает, несмотря на то, что напрямую на страх мы не влияем?
Причин две:
Мы сосредотачиваемся на ситуации, изучаем ее. Помните? Если мозгу не хватает информации, то он начинает “создавать” страх, чтобы сохранить нам жизнь. А за счет этого упражнения мы даем ему информацию.
Мы озвучиваем себе, что боимся, то есть встречаемся со страхом. А раз увидели, рассмотрели, то лучше поняли и можем предпринять необходимые действия.
Посмотрите на разборы ситуаций, который я приводила ранее. Если у вас не будет получаться, задавайте вопросы в комментариях или лично.
Костя:
Мысль: уже полгода на позиции тимлида, но не могу организовать работу команды.
Эмоция: страх провала.
Действие: ругаю себя, фокусируясь на том, что не получается.
Результат: делаю вывод, что быть руководителем «не мое».
Ника:
Мысль: у меня недостаточно знаний, чтобы реализовать этот проект.
Эмоция: страшно, что ошибусь.
Действие: отказываюсь от предложения.
Результат: упускаю возможность развития.
Митя:
Мысль: не могу сказать «нет», когда прилетает еще одна задача.
Эмоция: страшно отказать.
Действие: беру задачу за задачей.
Результат: высоко загружен, выгораю.
Спокойствие близко
Согласно когнитивно‑поведенческой терапии событие запускает мысль, мысль запускает эмоцию, эмоция запускает действие, после чего мы получаем тот или иной результат.
И если страх — это эмоция, а эмоция появляется после мысли и является ее следствием, то чтобы убрать страх, то нам нужно изменить мысль. Так механистично? Да, так механистично. Попробуйте. Это работает, я проверяла: доказано результатами 1300+ проведенных мной коучинговых сессий.
Тут есть одна хитрость: чтобы быстрее найти правильную мысль, нам нужно идти от целевой эмоции. Например, если в конкретной ситуации вместо страха я хочу испытывать интерес, радость, вдохновение, то какой должна быть мысль вместо «у меня не получится» или «я окажусь посмешищем»?
Приведу примеры для наших героев.
Костя:
Мысль раньше: «Уже полгода на позиции тимлида, но не могу организовать работу команды».
Мысль новая: «Каждый день я учусь организовывать команду. Вижу свой прогресс и зоны роста».
Ника:
Мысль раньше: «У меня недостаточно знаний, чтобы реализовать этот проект».
Мысль новая: «У меня есть знания и опыт, на которые я могу опереться при работе с проектом, но и способность работать с новой информацией. Я справлюсь».
Митя:
Мысль раньше: «Не могу сказать „нет“, когда прилетает еще одна задача».
Мысль новая: «Я учусь соблюдать баланс своих интересов и интересов команды. Мой отказ не равен плохому отношению к ним».
Упражнение
Вернемся к списку страхов, возьмем какой‑то один. Нашли мысль, которая стоит за этой историей? Сделайте проверку. Напишите ее или проговорите вслух. Как она ощущается? Если чувствуете страх или его варианты, даже легкое волнение, то ищите дальше. Если новая мысль дает ту самую радость или спокойствие, то оставляем ее. И в следующий раз, когда в похожей ситуации будет страшно, вспоминаем эту мысль. Так потихоньку, через несколько повторений, мы заменим старую неконструктивную мысль на нужную.
Секретное послание от страха
Второй способ — это способ работы с эмоцией. У каждой эмоции есть свое послание (подробнее писала об этом здесь).
Мы знаем уже, что мозг за счет кортизола и адреналина в ситуациях, когда ему неясно, непонятно, некомфортно, неопределенно специально формирует состояние, которое чувствуется нами как страх.
Другими словами, если бы кортизол и адреналин могли бы говорить, то они бы сказали: «Тебе или твоим близким сейчас угрожает опасность. Ты можешь заболеть, умереть или это может случиться с ними».
Тогда,
если у страха такой смысл,
и мы знаем, что мозг часто ошибается на счет угроз в бизнесе и современной жизни, то какой вопрос нужно себе задать?
Вопрос: «Что я должен предпринять, чтобы обеспечить себе безопасность?».
И это не означает, что мы должны бежать прочь или бездействовать, как часто хочется делать под влиянием страха. Спросим себя: «А правда ли сейчас угрожает опасность? Как я могу быть уверенным в этом? Какая информация есть? А какой не хватает? Как и у кого я могу эту информацию получить?»
Вместо замирания начинаем поисковую активность: ищем дополнительные данные, взаимодействуем, обсуждаем. Как следствие, делаем более точные выводы, а значит, чувствуем себя лучше, совершаем меньше ошибок в принятии решений, быстрее приходим к нужным результатам. Таким образом мы закрываем потребность мозга в выживании, даем ему то, что он хочет для нас, но более экологичным способом.
Заключение
На этом матчасть завершается. Того, что мы обсудили, достаточно, чтобы качественно улучшить свою эмоциональную жизнь. При одном условии. Это условие — тренировки. Когда регулярно разбираем ситуацию за ситуацией, восприятие становится более целостным. Мы помним про «послание» страха. Это позволяет реже «падать в страх», а если мы все‑таки испугались — быстрее возвращаться к спокойствию:)