Химкинское НПО «Энергомаш» заключило контракт на поставку ракетных двигателей РД-181 американской корпорации Orbital. Двигатели будут использоваться на первой ступени ракеты Antares начиная с 2015 года. Сумма контракта близка к $1 млрд. В эту сумму входит не только стоимость двигателя, но и целый набор услуг: летная подготовка, инсталляция двигателя на ракету, проведение испытаний.
— Мы обязались всего поставить 60 двигателей, — рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в Роскосмосе. — То есть, сейчас есть твердый контракт на 20 двигателей, к реализации которого мы уже приступили, поскольку первые две машины должны поставить уже в июне следующего года. Плюс есть два опциона, каждый на 20 штук. Контракт заключен напрямую между Orbital Sciences Corp. и НПО «Энергомаш». За основу был взят двигатель от «Ангары» РД-191, хотя новая ракета — это всегда новый двигатель. Давление в камере сгорания РД-181 — 262 атмосферы. Температура в критической точке — 3500 °C. Мало какой металл может выдерживать такие температуры, поэтому было найдено и применено оригинальное решение по охлаждению стенок камеры сгорания, обеспечивающее сохранность агрегатов. Если двигатель РД-191 для управления вектором тяги качается целиком, то у РД-181 качаются только камеры сгорания, что улучшает характеристики как самого двигателя, так и носителя в целом.
Занятно, что в пресс-релизе Orbital Sciences, где объявляется о подписании контракта с новым поставщиком двигателей, название и происхождение поставщика не упоминается. Одновременно с подписанием контракта в палате представителей конгресса США рассматривался отказ от закупки ракетных двигателей РД-180. По итогам обсуждений был поддержан только лишь запрет на использование РД-180 в военных программах, что очень широко освещалось американскими СМИ как «отказ от российских двигателей». В Orbital, вероятно, не захотели на следующий же день сообщать о подписании с НПО «Энергомаш» контракта на $1 млрд.
Ракеты Antares, которые используются в основном для доставки грузов на МКС, изначально оснащались двигателями AJ-26, которые являются слегка переделанными двигателями НК-33. Двигатели НК-33 были изготовлены в СССР ещё в 70-х годах и достались американцам «на распродаже» начала 90-х годов от СНТК им. Н. Д. Кузнецова. Однако переделаны двигатели были весьма неудачно, о чём свидетельствует авария ракеты в октябре 2014, вследствие чего и было принято решение о переходе на РД-181.
Стоит напомнить, что весной этого года компанией SpaceX был подан иск с требованием приостановить поставки двигателей модификации РД-180 в США. Иск подал любимый гиковским сообществом Элон Маск – формально из-за того, что такие поставки нарушают введённые США санкции против России. Фактически же понятно, что иск был подан с целью увеличить конкурентные возможности компании SpaceX, которая разрабатывает собственные ракеты-носители и в том числе, собственные двигатели. Таким образом Маск планировал переделать рынок, на котором практически монопольно властвует United Launch Alliance (ULA, совместная компания Lockheed Martin и Boeing). Правда, всего через неделю иск был отклонён и поставки двигателей шли без перебоев.
Ракетные двигатели в США поставляет из подмосковных Химок СП «РД-Амрос», учредителем которого с российской стороны является НПО «Энергомаш». В период с 1997 по 2007гг. «РД-Амрос» экспортировало в США более 40 двигателей. В 2013-2018гг. «РД-Амрос» должно отправлять американцам от четырех до шести двигателей в год.
Автор: SLY_G