Итак, в продолжение маленького обзора по ракетам-носителям серии «Протон», рассмотрим историю, пожалуй, самого знаменитого носителя «Восток». Да-да, тот самый «Восток», который выводил на орбиту зверей и людей, и благодаря успешному запуску которого у нас есть замечательный праздник День Космонавтики.
Собственно, РН «Восток» стоит на заре массовых космических запусков в СССР. Именно он выводил первые спутники (точнее, первый спутник был выведен РН серии Р-7, которая легла в основу Востока), первые живые организмы, был основным РН в программе исследования Луны, как и в программе запуска спутников-шпионов.
Первая модификация РН имела код 8К72, кодовое имя «Восток-Л», но также называлась и ракетой-носителем «Луна». Однако статистика его запусков была весьма печальна (здесь и далее на графиках указаны количество и процент удачных и неудачных запусков):
Хотя все же стоит заметить, что автоматические межпланетные станции Луна-2 и Луна-3 все же были успешно доставлены к Луне.
Ну и конечно же нельзя не отметить успешный запуск живых организмов в космос 19 апреля 1960 года — знаменитые Белка и Стрелка успешно стартовали и достигли орбиты Земли (и позднее успешно приземлились). Последний запуск (также успешный, с собаками на борту) состоялся 1 декабря 1960.
К сожалению, первый запуск с живыми существами, — собаки Чайка и Лисичка, — оказался аварийным.
Именно возможность безопасного путешествия на орбиту и обратно для человека дала качественный толчок (если не касаться чисто политических причин, конечно) развития отрасли, что привело в том числе и к усовершенствованию РН. Так, уже 22 декабря 1960 по программе «Восток» совершил первый запуск (неудачный, увы) аппарат с модифицированным РН 8К72К «Восток». Основная модфикация — модернизированная третья ступень.
Как видим, здесь процент успешных запусков уже значительно выше. Общее количество запусков — 13, что, конечно, маловато для достоверной статистики, но на их основе мы получаем 15% отказов. С учетом того, что именно 8К72К вывел Юрия Гагарина на орбиту, это было действительно рисковое мероприятие (хотя и не настолько, как для Белки и Стрелки). РН «Восток» совершал доставку груза до орбиты вплоть до 10 июля 1964 года.
Дальнейшие пуски серии связаны уже с РН 8А92 «Восток-2». Из найденной в открытом доступе информации не ясно, в чем была принципиальная разница между Восток-2 и Восток. Но т.к. Восток-2 возил преимущественно спутники, а не космические корабли, то скорее всего модификации были сделаны под эту задачу. Стоит отметить, что РН был довольно востребован (до 67 года именно он возносил космические разведовательные аппараты «Зенит» на орбиту). Статистика уже получше, но все равно оставляет желать лучшего:
«Восток-2» закончил свою историю полетов 12 мая 1967 года после перевода «Зенитов» на другой РН 11А57.
Тем временем уже активно летал РН 8А92М «Восток-2М», являющейся уже серьезной модификацией своего предтечи. Были модифицированы двигатели, серьезно увеличен удельный импульс, полностью переработана система управления, которая была собрана на уже полностью полупроводниковых приборах, что значительно облегчило ее удельный вес.
Запуски начались 28 августа 1964 года и продолжались вплоть до 29 августа 1991. За двадцать семь лет, девяносто три запуска аварийным был всего один (!!!). По крайней мере, согласно официальным данным. Диаграмма выглядит весьма красиво и приятно:
И немного сравнения с РН серии Протон:
1. Стартовая масса Востока — 290 т. Стартовая масса Протона — 710 т.
2. Полезная нагрузка Востока — 4,7 т. Полезная нагрузка Протона — 3,7 — 23 т (в зависимости от орбиты)
3. Процент отказа: Восток — 1,08%, Протон-К — 10,93%, Протон-М — 10,81%.
Таким образом, несмотря на значительно большую надежность РН «Восток-2М» в те же годы активно использовался и РН «Протон-К». Вероятнее всего это связано с показателями полезного груза. Если грубо, Протоны несут больше и выше, что отражается на их весе и, видимо, сложности конструкции, что и ведет к более частым отказам.
Второе интересное наблюдение следующее. Если брать проценты отказов РН серии «Протон» и «Восток» за 10 лет в период уверенного ракетостроительства (берем 80-е годы), то получаем 0% отказов у «Восток-2М» и 3,88% отказов у «Протон-К».
А если взять 10 лет эксплуатации «Протон-М» (чуть больше, 12 на самом деле), то получаем 10,83% отказов. Многиее указывали на частоту аварий именно по ГЛОНАССу (что, кстати спорно, просто ГЛОНАСС больше освещался), подразумевая саботаж и диверсию, многие указывали и на явные кадровые проблемы в сфере, но как бы то ни было, даже на основе двух ракет-носителей видно, что в космической отрасли у нас сейчас весьма сильное отставание от самих же себя 30-40 лет назад.
Автор: darkalexey