44 года назад 8 марта 1971 года экипаж «Лунохода-1» двумя простыми разворотами на месте нарисовал на поверхности Луны «восьмерку». Красиво оформленные снимки «восьмерки» были подарены коллегам-женщинам в конце рабочего дня с подписями отчаянных парней. Узнав о снимке руководство управления и госкомиссии, пожурило экипаж за самовольство, и попросило снимки и для своих жен.
Водитель лунохода В.Довгань был руководителем партийной группы экипажа. В конце марта должен был открыться XXIV съезд КПСС. В.Довганю пришла идея отметить это важное событие, нарисовав на грунте Луны римское число XXIV. Он обратился к Борису Непоклонову, руководителю оперативной научной группы Академии Наук СССР. Он занимался самой ответственной работой — навигацией на поверхности Луны и работал со штурманами, прокладывая маршруты.
На фото стоит Борис Непоклонов, сидят члены экипажа Лунохода.
Маршрут был проложен, но после «XX» застопорились на «I» т.к. со следами подходов/отходов Лунохода к надписи «концовка не очень хорошо получалась», поэтому не стали фотографировать панораму — чтобы не стало известно о произошедшем конфузе.
Утром 8 марта начался четвертый лунный день. В 3 часа утра по Москве была открыта солнечная панель. В 23.30 началось движение Лунохода и завершилось 9 марта в 1:39. Перед сеансом экипаж решил поздравить женщин-коллег с праздником. Идея и её решение родились спонтанно. Восьмерку сделали просто — развернулись на 360 градусов на месте, отошли в сторону чтобы левый борт стал на след и сделали еще один разворот на месте. «Восьмерка» получилась в 4 метра. Ширина Лунохода – чуть более 2-х метров. Колесо имеет ширину 23 см.
После обнаружения на снимках LRO луноходов и даже их следов на лунном грунте, появился такой снимок:
Лично для меня загадка, что это. Размеры «восьмерки» намного превосходят 4 метра, а это всего лишь в два раза больше ширины Лунохода и его колеи.
Луноход на снимке LRO.
В 1973 году к 8 марта подготовились тщательнее — штурман Константин Давидовский предварительно рассчитал маршрут для водителя.
Утверждается, что эта панорама соответствует следам сфотографированным LRO. Я снова сомневаюсь из-за размеров.
Желающие могут поискать оригиналы панорам Луноходов в Архиве лаборатории сравнительной планетологии.
И напоследок еще одна история о женщинах и Луноходах. В здании лаборатории было два этажа, на втором разместили пункт управления Луноходом, на первом был конференц-зал. Около 5 лет назад здание было разобрано украинцами на стройматериал (как и весь легендарный центр космической связи), поэтому о внешнем виде можно судить по скриншоту — здание на заднем фоне. Именно эти окна на втором этаже, за спиной Довганя, были пунктом управления Луноходом.
Секретные водители «неземной техники»
На первом этаже, в одном из помещений, был конференц-зал, а в подвале размещалась ЭВМ.
Кроме участников программы Лунохода(около 150 человек персонала) работали и другие специалисты, например, монтировавшие и сопрягавшие с ЭВМ оборудование для орбитальной станции «Алмаз». После заезда в кратер в декабре 1970 года, когда посторонние в помещении ПУЛ мешали экипажу, доступ на второй этаж был ограничен. У лестницы был поставлен дежурный пропускавший только по пропускам на второй этаж.
Вот эта лестница, точнее то, что от неё осталось, незадолго до того как здание окончательно снесли. Скриншот из видео.
abandoned NIP-10. 12.IV.2009. Part 2 of 2.
Но всех женщин дежурный пропускал свободно на второй этаж. Объяснение простое — на втором этаже был женский туалет.
Автор: Rumlin