Программа Аполлон, как бы ни выспренне это не звучало, является одним из величайших достижений человечества. Человек впервые шагнул на поверхность другого небесного тела, но, к огромному сожалению, там не задержался. Вокруг лунной программы до сих пор не утихли страсти, начиная от споров надо ли это было вообще и надо ли повторять сейчас, и заканчивая воплями скорбных разумом конспирологов. И если Нил Армстронг, и миссия «Аполлон-11», известны почти всем, то о дальнейших лунных миссиях и тем более об отмененных многие и не подозревают.
Изначально программа «Аполлон», как было заявлено во время триумфа «Аполлон-11» предполагала 10 высадок на Луну до конца 1972 года, но в конце 1969 программу начали перекраивать, растягивать во времени и ужимать в масштабах. Дорожная карта сдвинулась, бюджеты выросли, и зазвучали голоса политиков, что представленная обществу цель о «программе восстановления национального престижа» выполнена, в стране начинается кризис перепроизводства и надо экономить. Никсон, в отличие от Кеннеди, мечтателем не был, да и конфликт во Вьетнаме его занимал куда больше. Немалую роль в этом сыграла и авария Аполлона-13, которая хоть и превратилась из трагедии в чудо, но напомнила, что космос – это не игрушки, и халтурить тут смертельно опасно.
И вот сегодня я хотел бы немного рассказать о несостоявшихся миссиях, нереализованных планах и о том, что же дала в итоге программа Аполлон.
Аполлон — 20
По объявленному в июле 1969 года плану местом посадки Аполлона-20 должен был стать кратер Коперник в декабре 1972 года, однако в конце 1969 года Коперник был отдан Аполлону-19, а для 20-го были предложены Холмы Мариуса или кратер Тихо.
В январе 1970 в концепцию программы были внесены изменения. Было решено совершать один полет в полгода, а Аполлон-20 из программы был убран и положен на дальнюю полку, даже без составления набросков программы исследований, с туманными обещаниями на июль 1974 года. Были заморожены в самом начале работы по постройке лунного модуля, командно-сервисный модуль и ракета-носитель были отданы в программу Скайлэб. Экипаж также официально не был объявлен, однако по бродившим слухам этим экипажем должны были стать Чарлз Конрад, Пол Уайтц, Джек Лусма, вопреки принципу ротации введенному командиром отряда астронавтов Дональдом Слейтоном, что дублирующий экипаж летит через два полета на третий, что означало уже бывавшую на Луне троицу Джон Янг, Стюарт Руса и Чарльз Дьюк. Также, опять же по слухам, рассматривались кандидатуры Эдгара Митчелла и Стюарта Русы вместо Конрада на посту командира и Дон Линд вместо Уайца на месте пилота лунного модуля. История сослагательного наклонения не имеет, и сейчас уже неизвестно, чьи фамилии были в заветном списке.
Аполлон — 19
Первоначальным местом посадки был кратер Гигин в июле 1972. При многократном перекраивании программы зона высадки поменялась на кратер Коперник, дата передвинулась на декабрь 1973. Примечательна эта миссия была тем, что базовая подготовка по геологии, которую проходили все астронавты бывавшие на Луне была недостаточна, планировалось подготовить чистого селенолога.
После аварии на Аполлоне-13 в сентябре 1970 года полет был отменен, по причине недостатка финансирования.
К полету на «Аполлоне 19» должны были готовиться Фрэд Хейз, Уильям Поуг и Джеральд Карр (основной экипаж) и Энтони Инглэнд, Генри Хартсфилд и Дональд Петерсон (дублирующий экипаж).
Аполлон — 18
Аполлон-18 должен был прилуниться в районе долины Шретера в феврале 1972 года, позднее старт был сдвинут на июль 1973, а точка посадки изменена на кратер Гассенди. В сентябре 1970 года, вместе с отменой Аполлона-19, было решено отменив Аполлон-18 частично переложить его программу на полеты с 15 по 17, в частности изменив статус миссии Аполлон-15 с H-миссии (два дня на Луне с двумя выходами на поверхность) на J-миссию (три дня на Луне с тремя выходами на поверхность с использованием лунного ровера). Накануне отмены астронавт-геолог Харрисон Шмидт предлагал посадить Аполлон-18 в кратере Тихо, в кратере Коперник или на обратной стороне Луны.
В экипаж «Аполлона 18» были включены астронавты Ричард Гордон, Вэнс Бранд и Харрисон Шмитт (основной), и Джозеф Аллен, Карл Хенице и Роберт Паркер (дублирующий).
Среди тех кто готовился к полету по отмененным программам побывал на Луне лишь Харрисон Шмидт, включенный вместо Джона Энгла в экипаж Аполлона-17 под давлением ученых, поскольку он единственный в отряде имел геологическое образование. Также для троих полет к Луне мог бы стать вторым: Ричард Гордон раньше летал на Аполлоне 12, Фрэд Хейз на Аполлоне 13 и Стюарт Руса на Аполлоне 14.
Недостигнутые места
Кратер Коперник (Точка посадки — 9°52` с.ш., 19°55` з.д.) {1} был заветной мечтой, как инженеров, так и селенологов. Кратер был очень сложен для посадки, и позволял испытать технику в условиях, которые будут актуальны в будущем, при полноценном освоении Луны. С точки зрения селенологии – кратер был настоящим сокровищем. После недавнего импакта на поверхность были подняты породы с глубины в несколько километров, что позволяло серьёзно продвинуться в вопросе механизма образования Луны.
Кратер Тихо (40°56′ ю. ш., 11°15′ з. д.) также был, достаточно недавно, по геологическим меркам, подвержен ударному воздействию, и также там можно было собрать материалы, относящиеся к планетологическим процессам происходившим сотни миллионов лет назад. Но, учитывая, образовавшуюся после импакта дикую кашу, Коперник все же выглядел гораздо заманчивее в плане селенологии. Место посадки располагалось вблизи от зонда Сервейер-7, предполагалось забрать обратно на Землю части зонда, для исследования влияния лунных условий на материалы космических аппаратов по прошествии нескольких лет, как это уже один раз было сделано с аппаратом Сервейер-3 экспедицией Аполлон-12.
Холмы Мариуса (14°36` с.ш., 56°34` з.д.) расположенные в самом центре океана Бурь были открытой книгой истории лунной вулканической активности и позволяли определить, когда последний раз лунная магма выходила на поверхность.
Долина Шретера расположенная в кратере Аристарх (26°10' с.ш., 51°35' з.д.) и кратер Гигин (7°45' с. ш. 6°16’ в. д.) в свое время были местом очень сильной вулканической активности, но вместе с тем, кратер Гигин – это один из немногих кратеров образовавшихся вулканическим путем, а не импактным.
Кратер Гассенди (17°30` ю. ш. 39°58` з. д.), бывший одним из вариантов посадки Аполлона-17 был очень примечателен тем, что он был частично заполнен лавой, над поверхностью видны только вал кратера.
Обратная сторона Луны была, на тот момент, целью скорее стратегической и статусной, нежели научной, и вряд ли бы на нее согласились, но согласитесь, это был бы исторический полет, вставший бы наравне с Аполлоном-11.
Что дал нам Аполлон?
Общая экономия денежных средств после сокращения программы и переноса производственных и человеческих ресурсов в программу Скайлэб составила $42,1 млн, что по сравнению с общими миллиардными затратами на проект незначительно мало, и по мнению многих причастных людей оно того не стоило. Во время телеконференции между Землей и летевшим домой Аполлоном-17, последний человек на Луне Юджин Сернан сказал «Прекращение полетов по программе Аполлон – это ненормальное сдерживание человеческого стремления к знанию», Шмидт добавил – «США слишком долго начинали полеты в космос, и я боюсь, что восстановление будет слишком длительным процессом»
В сентябре 1969 на пике успеха Лунной миссии была разработана программа, включающая в себя создание гигантской орбитальной базы, сначала на 12, а потом и на 100 человек, далее планировалось построить постоянно обитаемую базу на Луне, а после, отработав все элементы – осуществить полет к Марсу.
В процессе экспедиций был приобретен уникальнейший опыт полета к другому космическому телу и посадки на его поверхность, астронавты научились работать на поверхности Луны, были сделаны многие выводы о возможности организации жилой базы на ее поверхности.
Однако полеты Аполлонов выявили несколько серьезных недостатков изначальной концепции, и при развитии программы их надо было решать. Первой и главной проблемой была недооценка абразивных свойств лунного грунта. Лунные роверы уже на третий день превращались в груду металлолома, пыль забивала все щели и сжирала все механизмы. Кроме того, спектр исследований серьезно ограничивала привязка к ресурсам немобильного лунного модуля, от которых зависели запасы в скафандрах и заряд аккумуляторов лунного модуля, но сами скафандры, разработанные для лунных миссий, показали себя с самой лучшей стороны.
Безусловно, прекращение программы Аполлон было шагом назад, но, как и все прорывы в космонавтике, он был плоть от плоти холодной войны. Без Спутника-1 и Гагарина не было бы и Аполлона, не было бы многого и многого другого. Да и пресловутой стратегической оборонной инициативы, соревнование с которой стало одним из гвоздей в крышку гроба СССР, не было бы. Несколько прорывов вперед настолько перекроили нашу жизнь, что невозможно, и представить себе мир без космонавтики. Но, те от кого зависело движение вперед еще дальше, предпочли играться в войнушку.
Сейчас снова идут разговоры о полете на Луну, о Марсе, о астероидах, но надежда по большому счету только на Китай, которому наскучило смотреть на бой тигров в долине и он не спеша пошел дальше, ибо догонять и перегонять его явно никто не станет.
{1}. За начало координат на луне принял кратер Мёстинг А, вблизи центра видимого полушария. Координаты этого кратера: 3°12′43.2″ ю. ш., 5°12′39.6″ з. д.
Автор: kraamis