Ссылаясь на необходимость экономии, 11 января компания SpaceX объявила о сокращении штата примерно на 10% из нынешних 6000 сотрудников. О сокращении объявлено в электронном письме для сотрудников от президента Гвинн Шотвелл, которое поступило в распоряжение LA Times. «Это очень трудное, но необходимое решение», — написано в нём.
«Чтобы продолжать обслуживание клиентов и преуспеть в разработке межпланетных космических аппаратов и глобального космического интернета, SpaceX должна стать более компактной компанией, — говорится в заявлении. — Любое из этих событий, даже когда они предпринимались отдельно, обанкротило другие организации. Это означает, что мы должны расстаться с некоторыми талантливыми и трудолюбивыми членами нашей команды».
На иллюстрации: 11 января Илон Маск опубликовал первую фотографию прототипа тяжёлой ракеты-носителя Starship (BFR)
Даже с увеличением числа запусков спутников SpaceX — 21 запуск в 2018 году, по сравнению с 18 запусками годом ранее, она иногда сокращала сотрудников. Прошлым летом компания уволила нескольких старших менеджеров в Редмонде, штат Вашингтон, из-за разногласий по поводу темпа разработки и тестирования своей спутниковой программы Starlink. Но таких массовых увольнений не было никогда.
Космический скафандр SpaceX и капсула Dragon 2
Бóльшую часть денег SpaceX зарабатывает на запусках коммерческих спутников и спутников для национальной безопасности, а также по двум контрактам NASA: один многомиллиардный контракт на доставку грузов на Международную космическую станцию, а другой до $2,6 млрд на разработку капсулы, которая доставит астронавтов на космическую станцию (на фото вверху и внизу). Первый запуск капсулы без экипажа запланирован на февраль 2019 года.
Интерьер космического корабля Dragon. Фото: Genaro Molina / Los Angeles Times
11 января 2019 года Илон Маск опубликовал в твиттере первую фотографию тяжёлой ракеты-носителя Starship (бывшая BFR), которая будет использоваться для полётов на Луну и на Марс. Снимок сделан на космодроме в Техасе. Это реальная фотография второй ступени, а не картинка, сгененированная на компьютере.
«Только что завершили сборку прототипа ракеты Starship на космодроме SpaceX в Техасе, — написал Маск. — Это реальное изображение, не рендеринг». Подлинность прототипа подтвердили случайные люди, которые проезжали мимо космодрома SpaceX в Техасе. Некоторые из них сделали селфи на фоне ракеты.
У компании под руководством Илона Маска амбициозные и дорогие планы. Маск сказал, что в начале февраля SpaceX проведёт первые испытания (hopper test) прототипа марсианского космического корабля. Производство этого корабля и ракеты для него обойдётся в миллиарды долларов.
Корпус ракеты Starship изготовлен из нержавеющей стали — высокопрочного, но очень тяжёлого материала. По мнению Маска, нержавеющая сталь более устойчива к экстремальным температурам, что делает её более подходящей для ракет такого типа. Этот прототип Starship предназначен для испытательских суборбитальных полетов, которые начнутся в марте, а орбитальная версия будет выше, с более толстой оболочкой и более плавно изогнутый носовой обтекатель. Её запуск намечен на 2020 год.
Starship — новое название системы запуска BFR (Big Falcon Rocket). Она состоит из космического корабля и ракетного ускорителя. Система сможет выводить на орбиту до 100 т полезной нагрузки, она также предполагает многократное использование. По замыслу маска, в конечном итоге Starship должна заменить Falcon 9 и сможет обслуживать все миссии на орбитах Земли, Луны и Марса.
Недавно SpaceX объявила о привлечении дополнительно около $273 млн инвестиций. Общая стоимость компании составляет около $31 млрд, по оценке Equidate, которая отслеживает оценки частных компаний.
В мае 2018 года в интервью Шотвелл говорила CNBC, что компания прибыльна и имеет запас рентабельности «на много лет».
Согласно почтовой рассылке от исполнительного диреатора, SpaceX предлагает уволенным работникам выходное пособие в размере зарплаты как минимум за восемь недель и другие льготы. Компания также окажет помощь в поиске новой работы, консультациями и рекомендациями для резюме.
Автор: Анатолий Ализар