Всего через три дня после вывода на орбиту десяти коммуникационных спутников компания SpaceX провела ещё один успешный запуск — в рамках миссии CRS-14 по доставке грузов к МКС. На этот раз запуск состоялся не из Калифорнии, а с космодрома на мысе Канаверал (Флорида).
2 апреля 2018 года в 20:30 UTC (3 апреля в 0:30 МСК) стартовала одна из вернувшихся ракет Falcon 9 (она участвовала в миссии CRS-12). 2647 кг полезной нагрузки размещено на корабле Dragon, который тоже уже летал к МКС в рамках миссии CRS-8. То есть во многом SpaceX сейчас использует «бэушную» технику. Как неоднократно обсуждалось, это значительно снижает стоимость доставки.
Трансляция велась на канале NASA Live и на канале SpaceX (запись).
Запись трансляции SpaceX
CRS-14 (SpX-14) — четырнадцатый по счёту полёт автоматического грузового корабля Dragon компании SpaceX в программе снабжения Международной космической станции по контракту Commercial Resupply Services (CRS) с NASA.
Сейчас корабль прибыл в запланированную точку и начал медленно сближаться с МКС. Стыковка состоится в среду днём по московскому времени.
Согласно документации NASA, в герметичном отсеке Dragon находится 1721 кг груза. В том числе:
- Провизия и вещи для экипажа — 344 кг
- Материалы для научных исследований — 1070 кг
- Спутники: RemoveDebris, Overview 1A (?)
- Оборудование для выхода в открытый космос — 99 кг
- Оборудование и детали станции — 148 кг
- Компьютеры и комплектующие — 49 кг
- Некий российский груз — 11 кг
Кроме того, при удачном стечении обстоятельств будет доставлено 926 кг в негерметичном контейнере:
- MISSE-FF (Materials on ISS Experiment — Flight Facility) — платформа, включающая до 14 сменных модулей, для размещения снаружи МКС образцов различных материалов, изучения воздействия на них условий открытого космоса и микрогравитации.
MISSE-FF - ASIM (Atmosphere-Space Interactions Monitor) — инструмент Европейского космического агентства для изучения феномена электрических разрядов, возникающий в верхних слоях атмосферы и околоземном космическом пространстве — 314 кг.
- PFCS (Pump Flow Control Subassembly) — запасной компонент системы терморегуляции станции. Масса — 107 кг.
Среди самого интересного оборудования, которое будет доставлено на станцию:
- Восстановленная система охлаждения для солнечных панелей (Pump and Flow Control Subassembly).
- Контроллер подогрева для газоочистителя углекислого газа. Новая карта контроллера улучшит надёжность основной системы Carbon Dioxide (CO2) Removal Assembly (CDRA).
- Дополнительные компоненты для камеры высокого разрешения.
- Компоненты новой системы связи Common Communication for Visiting Vehicle (C2V2). Планируется впервые задействовать её во время грузовой миссии Orbital ATK CRS-9, которая запланирована на 9 мая 2018 года.
- Принтер.
Нынешнему принтеру на МКС уже 17 лет. Хотя сообщений о поломке не поступало, но в NASA приняли решение об апгрейде на новую модель HP Envy ISS (HP ENVY Zero-Gravity Printer). Это модель струйного принтера, специально адаптированная для работы в условиях невесомости: это огнестойкий пластик, отсутствие стеклянных деталей, беспроводное и проводное управление, управление бумагой и чернилами в невесомости, печать во всех ориентациях (0°, 90°, 180° и 270°). Принтер сделан на базе OfficeJet 5740. Хотя многие детали пришлось заменить или переделать, но все работы фирма выполнила по договорённости с NASA совершенно бесплатно.
Экипаж МКС расходует примерно две пачки бумаги в месяц на всех принтерах, которые есть на станции. Они печатают методички и критически важную информацию, такую как аварийные мануалы с электронных копий, графики работы, а также делают личные распечатки, в том числе письма и фотографии из дома. Так что нагрузка на оборудование немалая.
SpaceX CRS-14 стала 14-й из 20-ти запланированных миссий, которые предусмотрены в рамках первого контракта CRS (Commercial Resupply Services) между NASA и компанией SpaceX. Со следующего года SpaceX вместе с коллегами из Orbital ATK и Sierra Nevada Corporation начнёт работу по второму контракту CRS, вплоть до 2024 года.
Dragon вернётся на Землю с более чем 1770 кг грузов, в основном мусора. Обратный полёт состоится примерно через месяц. Традиционно корабль приводнится в Тихом океане неподалёку от калифорнийского побережья, где его уже будут ждать. Первую ступень Falcon 9 на этот раз не спасали.
Автор: Анатолий Ализар