Корпоративная культура – явление, напрямую связанное с персоналом организации, ценностями, нормами, правилами, образцами поведения людей в компании. Согласно трактовке словаря управления персоналом, корпоративная культура это целенаправленно формируемая управленческой командой система декларируемых ценностей, норм, правил, образцов поведения сотрудников организации, идеальный желаемый образ, каким управляющая команда хотела бы видеть свою организацию.
Позитивное влияние
Во-первых, портал помогает новым сотрудникам адаптироваться к новой рабочей среде и корпоративной культуре. Новенький получает исчерпывающую информацию о том, «как у нас это делается» — как проходят праздники, принято ли их отмечать, значимые даты для компании, ценности, цели, где и как решать возникающие вопросы, где можно покурить, в конце концов. Интранет так же формирует у новичка представление об имидже компании и создает адекватное видение политики организации. Каждый сотрудник должен иметь доступ к достоверной информации о компании, истории её возникновения, структуре, руководстве, традициях и правилах.
Во-вторых, все, что можно записать — миссия, дерево целей, должностные инструкции, локальные нормативные акты, ответы на «больные» вопросы, обратная связь с сотрудниками, опросы, рациональные предложения – можно выложить на портале. Таким образом, вам не придется многажды повторять проторенные истины и сомневаться в том, что вас не услышали.
Информативная и коммуникативная функция корпоративного портала одинаково важны. Если основным постулатом организации является информационная открытость, то портал должен стать площадкой для обсуждения разного рода острых вопросов неизбежно возникающих в работе любой компании. Обсуждения, сплетни и домыслы в курилке не облагородят образ среднестатистического сотрудника. Если же человек найдет всю необходимую информацию на внутреннем сайте, то градус приват-бесед заметно понизится, и к темам разговоров, возможно, добавятся свежие новости с корпоративного сайта.
Опытные специалисты Human Resource делятся опытом, что существующие в локальной сети форумы и чаты, на которых сотрудники могут обсудить проблемы организации, позволяют наладить не только вертикальные, но и горизонтальные связи между работниками.
Разберем на составляющие
Компонентами корпоративной культуры традиционно принято считать:
• принятая система лидерства;
• стили разрешения конфликтов;
• действующая система коммуникации;
• положение индивида в организации;
• принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Большая часть поставленных задач успешно решается с помощью корпоративного портала. Сайт не является односторонней коммуникацией. Он с легкостью может стать удобной площадкой для разного рода исследований персонала – это могут быть опросы о нуждах, мнениях и настроениях сотрудников, выявление уровня их лояльности к компании. Для создания действительно устойчивой организации важно понимать уровень удовлетворенности работников рабочим процессом. Это позволит снизить текучесть кадров, а, следовательно – заявить о себе, как об устойчивой, стабильной организации.
Негативное влияние – единичный случай
По мнению экспертов, портал может не повлиять на корпоративную культуру, только в одном случае — если он неинтересный и нечитаемый. А отрицательное влияние возможно, если в контенте публикуется информация, не соответствующая действительности. Например, выложен гимн компании, который якобы сотрудники должны петь каждый день на рабочем месте.
Однако есть и другие весьма курьезные примеры. Всемирно известная сеть общественного питания McDonald's имеет развитый интересный внутренний сайт, а о политике Team Building компании слагаются песни и легенды. Командный дух находит отражение во всем – в рекламных материалах и слоганах, в формате построения работы, HR-специалисты проговаривают эти ценности с новичками и опытными сотрудниками раз за разом. Людям со стороны персонал этих ресторанов быстрого питания кажется зомбированным.
Портал – один из мощнейших инструментов построения крепкого сплочённого коллектива. Но в отместку довлеющему корпоративному духу группа инициативных сотрудников McDonald's создала свой внутренний сайт – обычный форум, где можно незаметно от руководства пожаловаться на тяжесть своей участи. Форум пользовался большой популярностью, пока не был закрыт. То ли по инициативе менеджмента компании, то ли по тому, что пропал интерес самих организаторов, но вывод напрашивается один – дайте своим сотрудникам возможность пожаловаться. Они будут вам благодарны!
Автор: oleg20014