Целью нового патента, выданного во второй неделе июня, является запрет студентам делиться учебниками как в оффлайне, так и в онлайне. Патент выдан профессору экономики Джозефу Генри Фогелю (Joseph Henry Vogel), который надеется обеспечить более глубокое проникновение издательского мира в образовательный процесс. По его предложению, студенты смогут учиться некоторому предмету только после приобретения кода онлайнового доступа, позволяющего им использовать учебник по этому предмету. Без кода доступа их оценки будут ниже, и всё это в интересах науки.
На протяжении столетий студенты могли передавать учебники друг другу, но новый патент собирается положить конец этому привычному «нарушению».
Упомянутый патент был выдан профессору экономики Джозефу Генри Фогелю. Профессор верит, что пиратство, одалживание и перепродажа книг угрожает издательскому делу.
«Преподаватели всё снисходительнее относятся ко студентам, приходящим на занятие с фотокопированным учебным материалом. Некоторые даже поддерживают пиратство, помещая тексты учебников в библиотечные фонды, откуда их можно фотокопировать», — пишет Фогель.
В итоге издатели получают меньше денег, а у профессоров вроде него меньше возможности публиковаться. Однако изобретение Фогеля может остановить эту угрозу.
Суть его проста. Частью учебного процесса станет участие студентов в интернетовском форуме обсуждений, и эта деятельность будет засчитываться как часть итоговой оценки. Для доступа на форум студентам потребуются специальные коды, которые они получат при приобретении соответствующего учебника.
Студенты, которые не заплатят, участвовать не смогут и оттого получат более низкие оценки.
Эта система гарантирует, что студенты не смогут изучать предметы по запираченным учебникам, подобно десяткам тысяч нынешних студентов. Взять книгу в библиотеке, одолжить у друга, купить подержанную у старшекурника также будет нельзя. По крайней мере, нельзя без того, чтобы владельцы авторских прав получили свою долю.
Замысел Фогеля оставляет студентам возможность использования подержанных учебников, но студентам всё же придётся приобретать коды доступа по сниженной цене. Это означает, что издатели смогут несколько раз получить прибыль от книги, проданной лишь единожды.
Нечего и говорить, издателей порадовала возможность большего контроля над учёбою. Издательство «Anthem Press» в Лондоне ужé выразило интерес к системе Фогеля, и Пэт Шрёдер, президент Ассоциации американских книгоиздателей, также приветствует этот замысл.
«На каждый жульнический сайт, который мы закрываем, приходится ещё сотня напрашивающихся на то же самое. Не могу представить себе более уместного примера необходимости дополнительных инструментов», — сообщил Шрёдер.
Внешне эта идея может показаться благонамеренною, однако сторонникам общества открытых знаний она представляется действующею в совершенно неверном направлении. Уж чему-чему, а Интернету следовало бы упрощать доступ учащихся ко знаниям, а не затруднять или делать невозможным.
Желание издателей остановить пиратство вполне понятно, но запрещать бедным студентам взять учебник из библиотеки или у друга означает зайти слишком далеко.
Возможно, куда лучше было бы подойти к проблеме с противоположной стороны.
Благодаря Интернету нужда в издателях отпадает. И так как многие авторы учебников — это профессоры, которым платят университеты, то нетрудно обеспечить более открытую систему публикации книг.
Профессор Фогель верит, что рост доходов издателей поможет обучению, однако этот ход рассуждений может быть ошибочным. Не куда лучше ли стремиться к открытости и доступности знаний вместо того, чтобы посильнéе ограничивать доступ к ним?
Автор: Mithgol