Часто можно услышать такие вопросы: «Как победить пиратство?», «Можно ли легализовать файлообмен?», «Как реформировать копирайт?»
Я думаю, адекватно ответить на эти отдельные вопросы невозможно, если не видеть большую картину, не понимать что происходит с информационным бизнесом в целом, и с его продуктами, с книгами, с периодикой — газетами, журналами, с музыкой, фотографиями, фильмами, играми, дизайном, софтом (далее в тексте — инфо-продукты).
Информационная революция
Мы являемся свидетелями двух революционных процессов:
1. Цифровые медиа: стремление к качеству и к охвату все большей аудитории привело к смене медиа (носителей) для информационных продуктов, от аналоговых медиа мы перешли к цифровым. Это дало изначальный рост доходов производителей (авторов, издательств, студий) в условиях старой бизнес-модели
2. Цифоровые каналы распространения: развитие телекоммуникаций, персональных гаджетов привело к тому, что старая бизнес-модель в распространении инфо-продуктов была убита феноменом интернета, точнее сочетанием цифровых медиа и цифровых каналов распространения.
Интернет убил старую бизнес-модель так быстро, что сейчас существует вакуум для современной бизнес-модели и в этой пустоте процветает анархия. То что мы видим — это анархия. Анархия — это распыление доходов, дисбалансы, падение производства и, потенциально, смерть бизнеса.
Информационная анархия
Инфо-продукты обладают уникальными базовыми свойствами: копирование (легкость получения копии товара высочайшего качества) и тиражирование (любая копия товара сама становится источником других копий).
Под действием этих свойств законные владельцы информационных продуктов не контролируют дальнейшую судьбу своих продуктов. В результате копирования и тиражирования создается два потока инфо-продуктов:
— первый поток условно-платных копий, который контролируется автором (это может быть не только абсолютная платность каждой копии, но и условно-платные бизнес-решения — shareware, freemium, микро-платежи, различные лицензии, закрепляющие право автора получать оплату за коммерческое использование продукта, право на бренд и рекламу, и многие другие формы относительной платности и полной бесплатности под контролем автора и/или владельца прав),
— второй поток условно-платных копий, который не контролируется автором (это все виды облачных хранений копий с общественным доступом и без общественного доступа, все торренты, все локальные копии файлов, созданные для личного пользования после официальной покупки и другие), при этом такие «левые»; копии также могут приносить доход своим новым владельцам (но не авторам), с помощью рекламы, или прямых продаж (смс за скачивание, копирование на физические носители, оплата подписки), или оказания каких-либо услуг с использованием инфо-продуктов (беслатное использование софта, видео-прокат и тд).
Информационную анархию создает именно второй поток, свободное распространение продуктов без ведома и без воли авторов и владельцев.
Замечу, что все копии, лежащие на торрентах и в онлайн-оффлайн-хранилищах, созданы не владельцами, а пятыми и/или сотыми потребителями, которые записали, переписали, возможно изменили формат, дизайн, код, и разместили эти копии в общественный доступ или оставили для личного пользования, то есть все работы по подготовке и тиражированию копий выполнены не их законными владельцами. Возможно, авторы и владельцы исходных инфо-продуктов еще должны были бы доплатить пиратам за популяризацию продуктов, исправления багов, дизайна и так далее, если можно так пошутить, и как серьезно утверждают некоторые пользователи.
Понимая силу этого базового свойства информации — копирования — законодательство многих стран запрещает сам факт копирования и объявляет его нарушением закона. Это решение продиктовано страхом, потому что дальнейшую судьбу копии автор и владелец контролировать уже не сможет. Значить надо запретить копии. Но, фактически, инфо-пират воспользовался базовым свойством инфо-продукта. Переписывая законно-купленный CD с песнями любимой группы в свой мп3-плеер, каждый человек на земле становится пиратом.
Базовые свойства цифровых медиа и отсутствие возможности контроля судьбы своего продукта создают текущую ситуацию информационной анархии. Проблема не только в отсутствии контроля распространения, также нет механизмов, как реально оценить потери от пиратства, и можно ли вообще перевести поток копий, не контролируемых автором, под какое-то управление, и найти методы, как извлекать доходы из потока неавторизованных копий, пусть даже в виде рекламы или репутации.
Новые свойства продуктов и каналов распространения требуют новых решений, но авторы и обладатели прав на продукты действуют на основании устаревшего законодательсва о копирайте, созданного еще до цифровой эпохи, и расчитанного на «аналоговые медиа». Авторы и владельцы могут издавать списки нарушителей, проводить показательные рейды и отдельные судебные процессы на основе несовершенного законодательства. Все это вообщем-то никак глобальную картину информационной анархии не изменяет, поскольку игнорировать базовые свойства информации невозможно.
Источники доходов информационного бизнеса
Любая индустрия основана на доходах. И по-прежнему, то, что украли миллионы, не является бесплатным, все инфо-продукты оплачиваются несколькими сотнями (тысячами) потребителей, которые официально оплатили продукт. Поэтому такими ценными для индустрии остаются старые, «аналоговые» каналы распространения — концерты, кинотеатры, бумажные книги и журналы, подписанные музыкантами диски и тд.
И такими же ценными становяться технологии ограничения базовых свойств инфо-подуктов. Корпорации — монстры, подобные Амазон и Эппл, пытаются сражаться за ценность своего бизнеса по новым правилам, но используют все ту же старую логику. Они стараются лишить информационный продукт его современных базовых свойств — свободы распространения и свободы копирования. Айпады, Киндлы, ДРМ, закрытые форматы и магазины, из которых нельзя вынести продукт, стараются удержать прибыль по-старому.
Миф о бесплатности информации
Информационная анархия, неуклюжие попытки удержаться наплаву от мега-корпораций, и продолжающийся рост возможностей бесплатного доступа к информационным продуктам создали у части людей миф о бесплатности информации. Бесплатность информации — это такой же абсурд, как включение пиратских копий в неполученные доходы. Каждой стороне конфликта — по своему абсурду, так сказать.
Информация — это самый дорогой и трудно-извлекаемый продукт в природе.
Но почему же мы видим, что количество пиратских копий растет, но также растет и объем информационных продуктов на рынке, увеличивается количество и авторов, и единиц (песен, дизайна, текстов, фильмов, игр и тд). Или они не бояться, что им не заплатят, или они тоже верят в бесплатность информации?
Я могу предложить сложное объяснение этого одновременного роста — пиратства и производства. Простых объяснений у меня нет. Я на скорую руку попытался представить, что же происходит с информацией в ее ныненшнем виде, схема далека от идеала и может быть дополнена еще многими пунктами:
1. производство информации живет за счет оплаченного продукта и не имеет отношения к неоплаченному;
2. пока продукт кто-то оплачивает, эти доходы будут регулировать — стимулировать или прекращать — производство;
3. кроме цифровых форм инфо-продуктов по-прежнему существуют «аналоговые» формы, которые трудно скопировать и которые дают значительную часть прибыли для авторов и владельцев;
4. падение производства из-за снижения доли оплаты все же можно заметить — у студий и издательств (примеры из музыкальной индустрии, газетно-журнальной индустрии уже заметны и хорошо описаны);
5. падение производства студий замещается производством индивидуальных авторов (бесплатная музыка на bandcamp-dot-com, бесплатные информационные блоги);
6. индивидуальные авторы готовы (а действительно готовы ли?) раздавать продукт бесплатно, потому что
а) получили богатое наследство, либо живут на средства дядюшки, общественного фонда и/или государства;
б) или любят жить в нищите, но давать обществу качественный продукт;
в) или любят перераспределять ресурсы, то есть, прийдя с работы, которая их кормит и поит, отработать вторую смену бесплатно ради общественного блага и своих амбиций и самовозвеличивания;
Чтобы создавать качественный продукт, и посвящать ему все свое время, нужно откуда-то черпать ресурсы — это правило, это закон.
Все бесплатное свободное ПО создано профессионалами, которые либо имеют постоянную работу по специальности, либо имеют отчисления от своих продуктов. Все бесплатные блоги ведутся профессионалами в свободное от работы время. Люди зарабатывают ресурсы, чтобы потом отдать часть своих знаний и мастерства бесплатно. Люди могут тратить свои средства как хотят, но эти средства должны у них быть. Информация приносит и должна приносить доход. Информация не может быть бесплатной в целом, но она может и должна быть бесплатной в частностях.
Революция продолжается
Анархия — это стихийный рынок обмена ценностями, это источник проблем и источник решений. Анархия — это мать порядка. Я думаю, решение скоро будет найдено, и что оно не лежит в ограничении базовых свойств инфо-продуктов. В первую очередь, решение для снижения информационной анархии — в использовании базовых свойств информационных продуктов во благо всем, их законодательное описание и принятие.
Я думаю, революция, которая происходит в информационных продуктах ( в носителях и в каналах распространения), и которая привела к анархии, скоро состоится и для информационной бизнес-модели, и мир узнает новые правила. И эти правила будут значительно отличаться от всего, что мы знали до сих пор.
В мире цифровых технологий нельзя просто наклеить ценник на товар и выставить его на полку. Здесь все более сложно и непредсказуемо. Решения уже не такие очевидные, и их нельзя сформулировать в одном абзаце текста. Бизнес-модель будущего информационной компании — это не простые решения:
— возможно, это будут системы управления контролем доступа к продукту,
— возможно, ключ к решению проблем информационного бизнеса (потерь доходов, потерь контроля) лежит в самих продуктах.
Должны и уже появляются новые информационные продукты, базовыми свойствами которых являются, кроме копируемости и тиражируемости, и встроенный в них источник контроля и источник доходов (денежных и/или репутационных), который будет являться таким же базовым свойством этих продуктов. Таким образом те две революции, с описания которых я начинал, революция цифровых медиа, и революция каналов распространения, еще не закончены, и требуют дальнейшего развития. И это хорошо. Каждый может поучаствовать в революции, каждый может стать первооткрывателем новой реальности, новых правил и законов.
Все мы видим одно и тоже явление, но каждый дает ему оценку исходя из своих знаний, из той информации, которую имеет. И часто, очень часто, ограниченность информации ведет к ошибочным выводам. Информация должна быть доступна, информация должна быть свободна, но информация не должна быть бесплатна. Объединить свободу, доступность и платность информации сможет и новые цифровые формы, и новая бизнес-модель, которая решит многие текущие проблемы информационного бизнеса.
(Я продолжу эту тему, если она вызовет интерес.
Буду благодарен за конструктивную критику, так как действительно заинтересован в развитии обсуждения этой темы).
Автор: VasiLLivanov