Сейчас много можно встретить разговоров об обществе потребления. Гонка за материальными благами давно стала массовой, равно как и ее осуждение. На мой взгляд, человечество уже сполна осознало эту проблему. Здесь я хочу затронуть другой ее аспект, который только начал обозначаться, а именно – переход культуры сверхпотребления в область интеллектуального продукта.
Сразу стоит оговорить, что под интеллектуальным продуктом, или объектами копирайта, мы здесь понимаем классические объекты авторского права: фильмы, музыку, статьи, компьютерные игры. Сколько современный человек слушает музыки? Пробежка, машина, рестораны, бары – где бы он ни проводил досуг, он потребляет музыку. Сравните, насколько меньше фильмов смотрело предыдущее поколение. Современная техника активно способствует такому удовлетворению аппетитов. Чего только стоят телевизоры в панелях управления современных авто.
Те люди, которые активно критикуют общество материального потребления, сами зачастую являются активнейшими сверхпотребителями интеллектуальных продуктов.
Замените мысленно фастфуд на кино, и вы весьма точно спроецируете современную медиа индустрию:
• постоянно увеличивающиеся порции,
• война ресторанов и фаст-фудов (артхауз и блокбастеры),
• безудержное разнообразие,
• реклама.
Не думаю, что это наблюдение может претендовать на революционность. Но хочу поделиться собственными соображениями насчет последствий этой ситуации.
1. Жесточайшая конкуренция между объектами копирайта. Уже сейчас индустрия производит больше, чем человек может потребить. Один Голливуд дает более 600 фильмов в год. Фильмы 5-летней давности сейчас крайне сложно продать или монетизировать. Даже классику. Менее знаковые фильмы прошлых лет становятся уделом любителей.
2. Принимая во внимание лелеемую в США запретительную систему копирайта, важным фактором конкуренции станет общественное достояние. Оно будет сполна конкурировать с последними новинками.
Школьная классика, например, уже сейчас позволяет людям утолить литературный голод на долгие годы вперед. Лишь благодаря варварским методам преподавания, которые чаще прививают отвращение к Тютчевым-Фетам, у современной литературы еще есть шанс. Так что лучшим подспорьем копирайту, будет изучение фильмов и музыки в школе.
3. Возникает высочайшая сложность вывода новых продуктов на рынок. Приведу слова Дениса Масликова, генерального директора Ассоциации продюсеров Украины: «Почему промоушн и маркетинг фильма — это все? В мире каждый год пишутся, по крайней мере, 100 тысяч сценариев полнометражных фильмов. По ним снимают 7 тысяч фильмов, из которых только около 500 картин имеют более-менее скромную дистрибуцию. Только 200 из них попадают в кинотеатры. Эти фильмы сняты в основном большими студиями или хорошо финансируемыми независимыми кинокомпаниями. Большинство из этих 200 фильмов приносят убытки. Не имеет значения, насколько хорош ваш фильм, у него просто очень мало шансов для полноценной дистрибуции. И еще не факт, что именно ваш фильм потом выберет для просмотра зритель, конкуренция за его внимание как никогда высока. К слову, полноценный маркетинг фильма в Украине обойдется в 100-500 тысяч долларов.». То есть, при колоссальном объеме предложения на рынке, его финансовая глубина увеличивается далеко не так быстро.
4. Люди будут искать способ обойти физиологические ограничения на потребление объектов. Например, для обхода усталости глаз будут разрабатываться улучшенные цветовые решения и все более щадящие глаза технологии. Стоит признать, что это не просто тренд, а уже во многом явь. Те же ЖК мониторы по ущербу для зрения просто несопоставимы моделям прошлого поколения.
5. Создание среды. Объекты будут комбинироваться, чтобы не выпускать человека весь день. Скорее всего, будет найден способ избавить потребителя от последнего проявления воли в копирайте – нажимания кнопки переключения канала. Весь день клиент находится в одном информационном канале, который улавливает каждое его движение. Гаджеты будут анализировать среду, настроение и активность потребителя, самостоятельно предлагая ему комбинации из новинок и старых любимых объектов.
6. Укрупнение продуктов. Творцам нужно будет воевать за внимание потребителя. Внимание потребителя уже сейчас становится самым ценным ресурсом. Завоевав его, будут положены все силы, чтобы не отпускать как можно дольше. Мы уже сейчас наблюдаем, как лучшие кино-новинки сразу выходят в формате сериалов. Такая форма оказывается намного более продуктивной, чем любой блокбастер. Игры предлагают онлайн версии, удерживающие потребителя сотни часов подряд. Музыка, в силу формы, ограничена в этом тренде. Здесь отрасль идет более по пути укрупнения предложений – списков, которые продаются по подписке. Старые лицензии будут получать продолжения или превращаться в сериалы.
7. Последним трендом, который стоит выделить – это контртренд. Как и любое быстро распространяющееся явление, сверхпотребление в копирайте будет сопровождать мощным движением сопротивления. Скорее всего, оно выльется в ограничение информационных потоков под соусом сохранения чистоты сознания и личности. Фильтрация всего и вся. Вплоть до шумов. Даже мощным правообладателям будет сложнее пробиться к потребителям, которые зададутся культурой потребления интеллектуальных продуктов.
Вероятно, последствий явления, которое вынесено в название статьи намного больше, но я привел, на мой взгляд, те, которые больше всего повлияют на общество. Предлагаю читателям делиться своими соображениями о трендах сверхпотребления интеллектуального продукта.
Автор: artemafian