Надеюсь, не многие позабыли ещё, что 17 января в заметке «Иисус Христос и этика свободного копирования» я объявил о возможности копирайтового апокалипсиса, предтечею которому станет тот момент, когда правоторговцы, не удовлетворённые последовательным продлением сроков действия копирайта в будущее (а сейчас эти строки в ряде стран достигли или готовы достигнуть целой сотни лет!), начнут продлевать их и в прошлое — то есть приватизировать те творческие работы, которые давно (многие десятилетия назад!) перешли в общественное достояние.
И что же? Буквально на следующий день (18 января) в «Wired» вышла заметка «Supreme Court Says Congress May Re-Copyright Public Domain Works» о том, что в США принято на высшем уровне такое судебное решение, которое признаёт право Конгресса на издание законов и принятие международных договоров, удлиняющих в прошлое сроки копирайта, вновь переводящих некоторые творческие работы из общественного достояния (куда они попали в США по той или иной причине) в разряд частной собственности правоторговцев.
В качестве возможных первых целей такой приватизации в «Wired» названы «The Shape of Things to Come» Герберта Уэллса, «Метрополис» Фрица Ланга, музыкальные произведения Игоря Фёдоровича Стравинского, «Петя и волк» Сергея Сергеевича Прокофьева и его же Симфония № 1 ре мажор «Классическая», Четырнадцатая симфония Шостаковича и его же «Концерт для виолончели» (правда, не указано, который; а ведь Шостакович оставил миру не один «Концерт для виолончели»).
Пока что речь идёт о тех произведениях, копирайт на которые существует за пределами США и теперь может заново вводиться в самих Штатах (например, на основании такого международного договора, как Бернская конвенция). Но какое дальнейшее будущее предрекает этот жест?
Призадумайтеся.
Автор: Mithgol