Shield law — правовой механизм в США, предоставляющий журналистам право отказаться от дачи показаний об источнике информации. На сегодняшний день такой закон принят почти во всех штатах, однако на федеральном уровне работа только началась. 12 сентября проект закона был рассмотрен на заседании одного из Комитетов Сената США. Интересен данный проект своим основным положением, которое определяет кто будет пользоваться защитой данного закона. Возможно наряду с журналистами, такими лицами станут блогеры.
Вообще в юриспруденции вопрос о защите источников информации журналистами стоит довольно остро. Судебная практика США не в состоянии найти единый знаменатель, так как большинство законов об охране конфиденциальности писались в то время, когда информационные технологии были на начальной стадии развития, поэтому они подразумевают только печатные издания. В августе судья штата Нью-Джерси признал, что закон субъекта распространяется на блогеров, а в мае Сенат штата Гавайи не смог определиться, следствием чего закон утратил силу.
Сенаторы США долгое время дискутировали по поводу определения положений закона и насколько широкими они должны быть. Многие высказали мнение, что такие ресурсы как Wikileaks не должны пользоваться защитой. В итоге сенаторы одобрили поправку в следующей редакции (защитой закона пользуются):
… рабочие, независимые подрядчики, агенты организаций и учреждений, которые распространяют новости или информацию посредством газет, документальной литературы, проводной передачи данных, новостного агенства, новостного сайта, мобильного приложения или другого новостного и информационного сервиса (распространяемого в цифровой или иной форме), новостных программ, журналов или других периодических изданий, распространяемых в печатной или цифровой форме или теле-радиовещания...
Поправки также предусматривают, что закон распространяет свое действие на лиц, которые занимали свое должностное положение в этой области непрерывно в течение 12 месяцев за последние 20 лет, или 3 месяца за предшествующие 5 лет. Защитой будут пользоваться как студенты-журналисты, так и фрилансеры со стажем.
Наконец, законопроект предусматривает право судьи снять «журналистскую вуаль» в том случае, если это будет соответствовать целям правосудия и законным правам и интересам лиц, участвующих в деле. Таким образом, федеральному суду дается широкая дискреция в области раскрытия конфиденциальных данных.
В России Статья 41 Закона РФ «О средствах массовой информации» устанавливает, что редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. В принципе одно и то же, но субъектами, осуществляющими данную обязанность являются только журналисты и редакция (формально только редакция, но это всего лишь недостаток юридической техники закона).
Данная норма, фактически, предоставляет журналисту право отказаться от дачи показаний об источнике информации (данных о лице, предоставившем сведения с условием неразглашения его имени) в случае допроса его в качестве свидетеля при производстве по уголовному делу. Однако УПК РФ свидетельской привилегии для журналиста не предусматривает.
Единственная норма УПК РФ, которая имеет отношение к журналистской тайне, содержится в ч. 2 ст. 144 УПК РФ, в соответствии с которой редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (см. Журналистская тайна и проблемы ее обеспечения при производстве по уголовным делам Григорьев Ф.Г.«Адвокатская практика», 2007, N 3).
Однако УПК РФ не предусматривает никаких гарантий охраны журналистской тайны при допросе журналиста в качестве свидетеля. Интересы установления истины по уголовному делу поставлены в приоритетное положение по отношению к праву каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции РФ). Тем более никакие гарантии не предусмотрены для блогеров, если конечно Вы не зарегистрировали свой блог в качестве СМИ, как это сделал со своим ЖЖ Сергей Мухамедов в 2009 г.
Автор: melnikita