Почему начинается с пункта 6? Потому что в публикации «Внутренняя кухня: рецепт эффективной работы с удаленным сотрудником. Часть 1» было пять «ингредиентов», и ими размышления на эту тему не исчерпались.
6. Продумайте вопрос коммуникации
Технологии-технологиями, но удаленная работа в любом случае связана с определенными сложностями в коммуникации. И эти сложности становятся все более раздражающими по мере расширения круга ответственности удаленного работника.
Пример? Необходимо решить срочный вопрос с иллюстрированием материала до того, как журнал будет сверстан, а коллега, в компетенции которого находится эта проблема, несмотря на «зелененький» статус в Skype почему-то не отвечает ни на письмо, ни на сообщения! Возможно, именно в этот момент он разбирает письма клиентов или проверяет отчеты, но меня, как ответственного конкретно за этот маленький участок проекта, данный факт как-то не успокаивает. В офисе можно встать над душой, попытаться оторвать коллегу от дела, задать вопрос «между делом», беспардонно потретировать бедолагу под дверью туалета.
В ситуации же с удаленной работой есть всего три наиболее вероятных варианта развития событий:
• Отложить эту тему и взяться за другую, но на включение в вопрос и переключение с одной задачи на другую неизменно тратится время. Минута, другая, третья…Понемногу, по одной, в течение дня, недели и месяца минуты терпеливого ожидания складываются в часы,
• При наличии комплекса гиперответственности, задав вопрос или ожидая согласования, приходится «танцевать» у монитора, мысленно подгоняя время и боясь отойти, чтобы не пропустить ответ. Кстати, минуты, потраченные на ожидание и в этом случае постепенно превращаются в часы, только затраты нервной энергии в разы больше,
• А если позвонить? Телефонный звонок с той же легкостью может быть проигнорирован, как и сигнал Skype. Кроме того, далеко не всегда расходы на телефонную междугороднюю или даже международную связь оправдывают значимость решаемого вопроса.
Если удаленный работник регулярно трудится над задачами категории «надо вчера» или участвует в разработке стратегических проектов компании, с коммуникациями надо что-то делать. Упростить схему согласования проекта, выделить 100% доступного для решения любых вопросов в течение рабочего дня персонального менеджера, на котором буду «завязаны» все задачи, определить приоритетный вид связи, по которому ответственного «за дело» всегда можно найти, создать несколько альтернативных каналов бесплатной или недорогой связи и т.д.
Все намного проще, если удаленный сотрудник работает над текущими проектами, которые не относятся к категории стратегических или «горящих». В этом случае нет никакой необходимости в срочном порядке выяснять подробности или запрашивать дополнительную информацию. При размеренной планомерной работе, когда все идет по графику и в соответствии с заранее известным дедлайном, специфика коммуникаций удаленной работы практически не ощущается.
7. Организуйте обратную связь
Пусть ваш дизайнер, программист или копирайтер удален от офиса и коллег на десять тысяч километров, конфликты и недопонимания в любом случае будут. Однозначно. Потому что даже коллектив, состоящий даже из одних удаленщиков – это все равно коллектив. И работают в этом коллективе в разные периоды времени люди с разными характерами, разным уровнем культуры, разными моральными ценностями и разной квалификацией. И все бы ничего, но в менталитете многих наших соотечественников с самого детства в голову намертво вбито правило: «ябедничать плохо». Поэтому, будучи недовольным плохо налаженным взаимодействием с менеджером, постоянными косяками со стороны SEO, низкой квалификацией коллеги – копирайтера работник скорей всего будет сердиться, тратить время на зачистку косяков, бурчать, психовать, но…молчать. Потому что стукач – это клеймо, и ябедничать нехорошо!
Мысль о том, что из-за подобной ситуации снижается продуктивность команды в целом, периодически будет приходить в голову морально стойкого работника, но пока ситуация не достигнет критической отметки, руководство будет пребывать в полном неведении. Еще в бытность работы в офисе, я была свидетелем ситуации, когда отдел из 8-ми проектировщиков в течение года терпел срывы сроков и некомпетентность одного из своих коллег. Не из большой к нему любви, и не по дружбе. Просто потому, что никто не хотел первым жаловаться на коллегу начальнику. И это при том, что градус отношений в офисе, где все на виду, определить совсем не сложно!
Хотите знать, что происходит за мониторами вашей компании и как это сказывается на общей эффективности? Организуйте обязательную обратную связь! А уж какую, анонимную или персонализированную – решать вам.
8. Стимулируйте командную ответственность, поощряйте инициативу
Для многих удаленных работников характерен низкий уровень коммуникации с коллегами, и как следствие, доминирование принципа индивидуальной ответственности.
«Мне поставлена задача проверить урлы страниц, и меня не касается, что фотографии анонсов растянуты. Выглядит, конечно, убого, но если менеджер не знает, чего ради я буду подкидываться?».
«Вычитать тексты на сайте? Без проблем! А вот обнаруженные на страницах битые ссылки – это не ко мне. Увидит контентщик – пусть делает».
Нормально, когда сооружая презентацию и заметив ошибки в тексте, дизайнер говорит об этом копирайтеру. Нормально, когда контент-менеджер сообщает менеджеру о том, что с сайтом при таком шрифте будет очень неудобно работать. Нормально, когда обнаружив на сайте битые ссылки, программист сам поставит задание контенщику исправить ситуацию. И не нормально, когда любой, удаленный или офисный работник, руководствуется принципом «моя хата с краю, я ничего не знаю».
Для того чтобы принцип командной ответственности работал, а сотрудники проявляли инициативу, поощряйте попытки людей включать свой
Автор: ndemina