Жила-была одна компания, одним из ее родичей был большой уважаемой компанией, уставный капитал сверкал в выписке семью цифрами до запятой и жила она в волшебной стране Сколково. И работали в компании три сотрудничка, и несли службу сладкую, да не пыльную.
Так бы я начала эту историю, если бы это была сказка, только вот продолжение у этой истории оказалось совсем не сказочное, но уж очень поучительное — прямо «добрым молодцам урок».
Три сотрудника софтверной компании зарегистрировали на себя исключительные права на разработку компании, в которой работали и создали на ее базе отличный бизнес. Вишенкой на торте стали решения трех судебных инстанций, отказавших компании разработчику в удовлетворении требований о нарушении прав к бывшим сотрудникам.
Так в чем же урок для Добрых Молодцев?
В том, что ни кто не застрахован от того, что Иванушки работнички не заберут все результаты этих трудов, чтоб жить долго и счастливо, и окажутся при этом по закону правы.
Уж мозолями покрылся у нас юристов язык повторять о жизненной необходимости грамот важных (бумажек по вашему) и автографов волшебных всех сотрудничков, чтоб ни кто на ваши сокровища покусится не мог.
Дальше задам вам вопросы каверзные, и коли ответ хоть один отрицательный вы дадите, то совет мой вам – бегите скоренько, ко волшебникам юридическим, чтоб наложили они заклятье неприкосновенности на ваши сокровища софтовые.
Здесь и далее я не буду указывать название нужного документа- не в названии суть, указывать буду условия, которые должны быть отражены на бумаге и заверены ответственными лицами.
1) А есть ли у меня сокровища?
То, что вы уверены, в наличии прав на РИД, не означает, что права подтверждены в документах. Черным по белому должны быть указаны — дата начала разработки, ее цели и задачи, назначены ответственные за подготовку технического задания и формирование команды люди, для введения программного обеспечения в действие должна быть установлена дата ввода в эксплуатацию и постановке НМА на учет.
2) Правильно ли определен круг авторов?
Имейте ввиду, что не все так просто (авторскими правами защищен код, алгоритм, интерфейс, структура БД, графика, мультимедиа, фото, видео, документация к продукту и фирменный стиль (его элементы)). В нашем сказе работнички были на службе в должности «Директор проекта», «Ведущий программист» и «Научный руководитель проекта» (только по документам он был руководителем другого проекта). Не упускайте из виду, что документацию нужно вести на каждый проект.
3) Оформлена ли конфиденциальная информация?
Обязательно укажите подробный перечень КИ, разрешения в отношении КИ, запреты в отношении КИ, срок действия разрешений и запретов, подтверждение предоставления доступа к КИ. В состав КИ должны входить код, алгоритм, интерфейс, структура БД, графика, мультимедиа, фото, видео, документация к продукту и фирменный стиль (его элементы).
4) Все ли условия с сотрудниками отражены в их документах?
Проверьте наличие информации в договорах с сотрудниками и указание должности, подробного описания функционала (на вопросах трудового права сейчас не останавливаюсь, т.к. даю рекомендации по отдельному вопросу).
5) Все ли условия с авторами отражены в документах?
Именно так — документы с автором я выделяю в отдельный пункт. Запомните, что изначально все что сделано ручками принадлежит тому правильному месту, из которого эти руки растут!
Наша цель описать переход всех этих прав к вам и для этого нужно указать – переход исключительного права (порядок перехода прав от автора к компании и акты приема-передачи прав на созданное произведение, ведите репозитории проектов с возможностью отслеживания добавлений).
Разрешение на использование объекта: создание и распространение копий, обнародование и воспроизведение и т.п.( перечень в ст. 1270 части IV ГК РФ), укажите переход прав на части и фрагменты объекта, территорию распространения и использования. Далее подробно описывается право на распоряжение объектом.
Не забывайте про соблюдение личных неимущественных прав — право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование. Это все отдельные права! Отказ от этих прав не имеет силы, т.е. нельзя их передать.
Советую указать в документах ваше право использования объекта не указывая имя автора (это существенно облегчит вам жизнь, иначе нужно с каждым экземпляром программы передавать полный список авторов).
Ну и мое любимое, о чем многие забывают – право автора на неприкосновенность произведения. Если вы не указываете в документах с автором, что вам разрешено вносить изменения в произведение, то любой автор получит с вас не маленький куш за нарушение этого права. Есть мнение, что изменение программы является модификацией, и не нарушает право на неприкосновенность произведения, но я эту точку зрения не поддерживаю и может быть позже отдельно рассмотрю эту тему.
Убедительно прошу — указывайте информацию о допуске каждого автора к созданию конкретного результата интеллектуальной деятельности под подпись.
6) Выплачиваю ли я авторское вознаграждение авторам?
Авторское вознаграждение не может быть составной частью заработной платы, оно выплачивается после подписания акта приема передачи произведения
7) Прошел ли я добровольную регистрацию ПО?
Сомнительная с моей точки зрения процедура, но по факту оказывается нужной. 10 лет назад, когда программа помещалась на диске, может быть это и имело смысл, т.к. депозит мог содержать полный код, но при размерах сегодняшних разработок, на депозит отправляются лишь части кода. Однако суды положительно оценивают наличие у вас красиво оформленного свидетельства, что является плюсом. Советую только не указывать при регистрации версионность, иначе на каждую версию придется получать новое свидетельство.
Увидев перечень на два листа печатного текста, я уверена снова услышу: «Юристам только дай возможность и они утопят бизнес в бумаге», однако при правильном подходе, описанные условия укладываются в скромный перечень документов, а при правильном выстраивании процессов и документооборота львиная доля этих документов подписывается один раз.
Материалы, которые стали основой статьи, находятся в свободном доступе (Арбитражный Суд Города Москвы дело № А40-202764/18-110-1552, Девятый Арбитражный Апелляционный Суд Дело № А40-202764/18, Суд По Интеллектуальным Правам Дело № А40-202764/2018).
Автор: Надежда