Коллеги нашли свежий кейс, который замечательно иллюстрирует необходимость оформления прав на код сотрудников до наступления конфликта (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 01.08.2019 по делу № А40-202764/2018).
Я не раз писал о важности оформления прав на результаты интеллектуальной деятельности. Для разработчиков ПО главные риски возникают в спорах о правах на код программного обеспечения с бывшими сотрудниками.
Зачастую, профинансировав создание программного продукта, компания остаются ни с чем, приобретая в лице бывших программистов-работников новых конкурентов. Проиллюстрируем на конкретном кейсе, в чем основная ошибка работодателя в оформлении прав на «программный код».
Разбор дела под катом.
Основной посыл Постановления СИП от 01.08.2019 по делу № А40-202764/2018
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие служебного задания (технического задания), доказательства создания программы в определенный период времени, определенными субъектами, акты приемки-передачи служебного произведения и иные документы, свидетельствующие о создании программы в рамках исполнения трудовых обязанностей
Многие работодатели уверены, что достаточно заключить трудовой договор с программистом, и с этого момента всё, что бы он не создал на работе, будет принадлежать работодателю. Но это не так.
Как правило, у штатных программистов есть внешние проекты, и многие в свободное от работы время (в том числе в обеденный перерыв на работе) пишут код.
Так как же отделить программы служебные от неслужебных? Озаботиться этим вопросом нужно именно работодателю, поскольку первоначально все права на произведение принадлежат автору (ст. 1228 ГК РФ). Поэтому работодатель должен документально доказать, что произведение является служебным. Как это сделать?
Чтобы ПО как произведение стало служебным, работодателю необходимо выполнить комплекс мер:
1) Заключить с программистом трудовой договор, который предусматривает оплату за труд наряду с выплатой вознаграждения за результаты интеллектуальной деятельности;
2) Ознакомить работника с должностной инструкцией программиста, прописав в ней должностные обязанности, соответствующие необходимым вам знаниям и навыкам;
Некоторые предпочитают не составлять отдельно должностные инструкции и прописывать обязанности в трудовом договоре, однако это, как правило, ведет к нескольким неблагоприятным последствиям: слишком перегруженный трудовой договор; неполное отражение должностных обязанностей; несовпадение функционала у работников одной должности;
3) Подписать договор о распределении прав на служебные произведения, закрепив права на все созданные программы за работодателем и прописав порядок расчета и выплаты авторского вознаграждения (т.к. в соответствии с п.2 ст. 1295 ГК РФ работник имеет право на вознаграждение за переданные права);
4) Ознакомить программиста с Правилами постановки служебных заданий (постановка задач возможна и в электронной форме, если стороны об этом договорятся);
5) Оформлять задание на создание каждой программы и знакомить с этим заданием программиста;
6) Поскольку в процессе создания программы программист получает доступ к ценной информации, необходимо также принять меры для сохранения конфиденциальности полученной программистом информации (принять Положение о коммерческой тайне, подписать обязательства о неразглашении и т.д). В последующем это позволит защитить не только конечный продукт, но и ограничить доступ к промежуточным версиям продукта, иной полученной в ходе разработки программы информации.
7) В случае регистрации программы в Роспатенте также следует указывать авторов в заявочной документации (за исключением, когда они отказались от упоминания). Наличие подписей авторов в заявочной документации послужит дополнительным доказательством признания ваших прав на программу с их стороны.
Принятие данных мер в совокупности позволит доказать, что созданный программный продукт является служебным, а его использование работником без вашего разрешения – привлечь последнего к ответственности.
В противном случае, разработка «уйдет», как это случилось в деле № А40-202764/2018 от 01.08.2019 г., где уволившиеся работники создали свою компанию и передали ей права на программу, а работодатель не смог доказать, что программы была создана в рамках трудовых обязанностей.
Автор: Виталий Селиванов