Крупные книжные издательства России заключили антипиратское соглашение с соцсетью «ВКонтакте». Меморандум подписали издательства «Эксмо», АСТ, «Азбука-Аттикус», «Альпина паблишер», «Аудиокнига», «Литрес» и их интернет-магазины, а также Ассоциация по защите прав в интернете (АЗАПИ), представляющая интересы издателей.
Это соглашение — очередной шаг в направлении борьбы с пиратством на платформе. Ещё в 2010-2015 годах, как пишет газета Ведомости, американское торговое представительство называло «ВКонтакте» одним из крупнейших пиратских сайтов в мире. Ситуация начала меняться в 2016 году, когда «ВКонтакте» начала удалять нелегальные музыкальные треки и запустила платный сервис Boom, часть доходов от которого шла авторам музыкальных треков. Сейчас нелегальные композиции удаляются по жалобам правообладателей. Такое же соглашение действует и в отношении фильмов и сериалов.
Сейчас, как утверждает гендиректор АЗАПИ Максим Рябыко, «ВКонтакте» входит в топ площадок рунета по количеству выявляемых и удаляемых пиратских копий книг. Соцсеть реагирует на жалобы правообладателей и удаляет файлы с пиратскими копиями. Но число таких жалоб может достигать десятков тысяч в год. Помимо того, часть нелегального контента может находиться в закрытых сообществах, из-за чего его поиск затруднён.
Подписанное соглашение приведёт к автоматизации этой работы. Фактически для книг загружаемых в соцсеть, будет действовать премодерация. Для этого будет использоваться Copyright Check — аналог Content ID, системы, которая распознает пиратский видеоконтент по цифровому отпечатку. При загрузке файла с книгой на платформу будет происходить его автоматическое сравнение с легальными копиями, если характеристики файла совпадут – пользователь не сможет разместить его в соцсети. Для сравнения текстов издатели будут использовать базу интернет-магазина книг «Литрес», а для сравнения аудиокниг – сервис Biblio.
Этот сервис был запущен на базе «ВКонтакте» в начале сентября, у него уже есть контракты с российскими издательствами на распространение аудиоверсий их книг внутри сети. Сервис работает через подписку, кроме того, действует разовая покупка книги.
Соглашение между социальной сетью и издательствами заключено сроком на год. Как пишут «Ведомости», действовать оно, по всей вероятности, начнёт уже на следующей неделе.
Тем временем, продажи электронных книг в России за четыре года выросли втрое— до 4,8 млрд руб. По прогнозу «Эксмо-АСТ», к 2020 году эта сумма может вырасти ещё вдвое. Всего же в прошлом году жители России потратили на электронные книги 86 млрд рублей.
Автор: AnnieBronson