В одной далёкой неспиральной галактике есть планета, цивилизация на которой развивалась весьма необычным образом. Так уж вышло, что информационные технологии там всегда были гораздо совершеннее, чем материальные.
Понятия, касающиеся интеллектуальной деятельности, сформировались еще при зарождении общества, так как творческие произведения всегда были в дефиците. Реальные предметы, напротив, никогда не представляли для них большой ценности. Поэтому концепция торговли физическими предметами достаточно нова, ей всего несколько сотен лет.
Каждому проживающему на планете известно, что материальные объекты принципиально отличаются от нематериальных. Поэтому цены на них определяются одним простым числом, и никак не ограничены во времени. В то время как нематериальные — такие как музыка, литература или кино — продукты интеллектуальной деятельности, поэтому и цены на них интеллектуальные, и выражаются функцией с двумя коэффициентами.
Конечно для нашей планеты такая система была бы непригодна, однако, она показалась мне интересной, поэтому я решил об этом рассказать.
Цена определяется устоявшейся за многие века существования цивилизации формулой:
где k — номер копии,
A — начальная цена,
N — коэффициент релаксации.
График изменения цены в зависимости от номера продаваемой копии выглядит так:
Когда цена согласно формуле падает ниже 1 денежной единицы, произведение переходит в общественное достояние. На рисунке показан вариант с коэффициентами, при которых «запланировано» 100 потенциально продаваемых копий с начальной ценой 100 ден.единиц. Именно такая система была признана справедливой и соответствующей самой природе интеллектуальной материи. В начале продаж цена падает незначительно, затем наступает период активного понижения, и затем постепенно цена убывает до нуля.
Если этого не происходит в течение местного года, произведение переходит в общественное достояние независимо от того, сколько копий было продано за год. Поэтому продавцы заинтересованы подбирать такие коэффициенты, чтобы планируемое число копий было продано раньше. Если известный автор создал очередной шедевр, он может расчитывать на довольно большие A и N. Начинающие, или работающие в жанрах «не для всех», довольствуются небольшим планируемым числом копий, или более низкой начальной ценой.
Покупатели, собираясь что-то приобрести, видят текущую цену и коэффициенты, по которым они могут узнать, как идет процесс изменения цены. Хотя номер продаваемой сейчас копии обычно не указывают, при желании его всегда можно вычислить.
Конечно, часто бывает, что продавец, назначивший слишком большие коэффициенты, к концу года продает всего несколько копий, или наоборот, у недооценившего своё произведение автора все запланированные копии уходят буквально за несколько недель. Поэтому было введено еще одно условие: можно менять коэффициенты как в ту, так и в другую сторону, но не чаще, чем раз в месяц. Например, через какое-то время, убедившись, что продажа идёт плохо, автор решает уменьшить начальную цену, но увеличить коэффициент релаксации, сделав снижение цены более плавным, надеясь теперь продать больше копий.
Периодические процессы, связанные с ежемесячной возможностью менять коэффициенты и ажиотажем, возникающим с приближением конца продаж, весьма интересны и нередко становятся темой для научных работ. Для продавца лучше всего так подобрать функцию, чтобы цена сошла на нет точно к концу года. Ведь к этому времени покупают неактивно, зная, что скоро можно будет копировать бесплатно, с другой стороны цена уже близка к нулю. Но подгадать так практически невозможно. Поэтому продавцы корректируют график, стараясь не загнуть его слишком высоко, но и не слишком занизить, чтобы копии не выбрали за следующий месяц, пока он не может снова что-то поменять. Это актуально до самого последнего месяца, когда покупателям становится ясно, что до самого конца коэффициенты уже не изменятся.
Некоторые считают, что надо разрешить изменять цену в любое время. Дата начала продаж как правило известна, поэтому знающие покупатели следят за процессом, и слишком хитрых манипуляторов всегда можно будет определить и просто не покупать у них. Критики такого подхода возражают, что в таком случае сам принцип плавно уменьшающейся со временем цены теряет смысл.
Есть также мнение, что надо пойти дальше, и разрешить продавцам определять саму формулу изменения цены, лишь бы она стремилась к нулю. Например, можно было бы выбрать чистую экспоненту или даже затухающие колебания, таким образом внеся творческую составляющую в поведение покупателей.
Однако такой подход пока не нашел широкой поддержки, и классическая формула остаётся обязательной для всех. Её особенности оптимально саморегулируют процесс вознаграждения творческой деятельности. Если цена кажется покупателям высокой, они знают, что она уменьшается с каждой копией. Однако, если копии станут хорошо расходиться и цена слишком быстро пойдёт вниз, продавец может к концу месяца повысить один из коэффициентов, или оба. Есть люди, которые хотят как можно быстрее ознакомиться с произведением, и другие, которые могут подождать. Но всегда есть желающие занять почётное место первых покупателей, ценителей, поддерживающих творчество. Обладать одной из первой десятки и даже сотни копий известного произведения престижно, не говоря уже о тех, кто могут похвастаться первыми, самыми дорогими экземплярами.
Автор: ID_Daemon