Антипиратское подразделение Group-IB Anti-Piracy подготовило отчёт с анализом российского рынка пиратского видео. В этой сфере россиянам есть чем гордиться. Судя по всему, в 2018 году будет поставлен новый рекорд по количеству просмотров «пираток». Специалисты подсчитали, что количество запросов в популярных поисковых системах на «просмотр фильмов и сериалов бесплатно» составил почти 10 млрд. Таким образом, исходя из суммарной аудитории рунета ~90 млн человек, на каждого пользователя в среднем приходится порядка 110 просмотров пиратских копий кинокартин.
Подразделение Group-IB, что по итогам прошлого года пиратский рынок вырос на 21% до $85 млн. Столько зарабатывают преступники, которые выкладывают фильмы для бесплатного просмотра в интернете.
Эксперты зафиксировали точное количество «экранок» всех российских кинопремьер:
Рост числа краж контента с экранов кинотеатров привел к тому, что количество пиратских копий фильмов составило 211 единиц в 2017 году, что более чем в 6 раз превышает показатель годом ранее (33 «экранки»). При этом только за первые 9 месяцев 2018 года количество опубликованных «экранок» уже перевалило за отметку в 280 копий. Таким образом, почти каждый кинокартина, вышедшая в 2018 году в прокат (их было 320), была скопирована пиратами и выложена в сеть.
Представители Group-IB, которые занялись антипиратским бизнесом, обращают внимание на существенный рост нелегального распространения видеоконтента в России. По мнению Андрея Бусаргина, руководителя департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB, это обусловлено в том числе тем, что интернет-пираты вкладывают значительные ресурсы в создание технологической базы.
Пиратская сеть CDN объединяет множество серверов по всему миру со специализированным ПО, которые ускоряют «отдачу» контента конечному пользователю.
Из отчёта Group-IB
Сайт за 10 минут, доход $10 000 в месяц
Прошедший год показал, что для быстрой доставки фильмов и сериалов до пользователей, упрощения схемы монетизации и автозаполнения сайта нелегальным видеоконтентом всё чаще используется технология CDN: «Создание и активное распространение собственных пиратских сетей CDN стало главным и наиболее опасным трендом функционирования пиратских порталов. Если раньше пиратам приходилось тратить значительные ресурсы на составление базы видео и фильмов для размещения их на портале, то появление CDN-сервисов дает возможность быстро и просто заполнять страницу сайта разноплановым видеоконтентом хорошего качества. Если говорить о крупной сети дистрибуции фильмов и сериалов в России, то общее количество файлов в базе только одного пиратского CDN-сервиса превышает 300 тыс., что занимает более 5 ПБайт серверного пространства. При этом стоимость ежемесячного содержания подобной инфраструктуры составляет порядка 100 тыс. долларов», — говорит Андрей Бурсагин.
По его мнению, сегодня фактически любой желающий может создать свой пиратский ресурс с помощью доступного автоматического скрипта и подключить модуль, упрощающий размещение контента: на новой странице появится рабочий плеер от пиратского CDN, посредством технологии которого уже организована возможность быстрой отдачи контента пользователю. «Дальше остаётся только настроить SEO для оптимизации поиска. Доступ к обширной базе контента с одной стороны и понятная схема монетизации — с другой, позволяют создать пиратский сайт „под ключ“ за какие-то 10−15 минут».
Монетизация пиратской деятельности напрямую зависит от объемов рекламного трафика, более 75% которого приходится на поисковые системы. Рекламные ролики на пиратских ресурсах также размещаются через CDN-провайдеров и «вклеиваются» в видеоряд. Объём встраиваемой рекламы позволяет сделать однозначный вывод: сегодня главными рекламодателями пиратских фильмов и сериалов являются онлайн-казино и игровые сайты.
Средний заработок пиратов за 1000 просмотров составляет $3. Таким образом, среднемесячный доход с крупных пиратских сайтов может достигать $10 000. при этом разработка и запуск пиратского ресурса обходится примерно в $240. Это очень рентабельный бизнес.
«Платформа „Яндекс.Видео” на данный момент является самым крупным пиратским видеосервисом. С „Яндексом” бороться можно только через суд», — комемнтирует выводы коллег Алексей Бырдин, гендиректор ассоциации «Интернет-видео» (объединяет онлайн-кинотеатры Ivi, Megogo, TVZavr и др.).
В то время как пиратский трафик в Рунете бьёт рекорды, общая выручка легальных кинотеатров за первые восемь месяцев 2018 года упала на 8% и составила всего лишь 34 млрд руб.
Зачистка интернета за деньги
Антипиратское подразделение Group-IB Anti-Piracy обслуживает интересы правообладателей. В их рекламе написано, что система мониторит более 110 000 ресурсов на русском и английском языках — от торрентов и стриминговых сервисов до групп в социальных сетях и пиратских площадок в даркнете. Заключив договор на «зачистку интернета», компания устанавливает конечных владельцев ресурсов — и общается с ними напрямую.
Система использует технологию digital fingerprinting, которая «позволяет сравнивать цифровые копии по целому набору параметров и выявлять пиратский контент, даже подвергшийся значительным изменениям». Заказчику предоставляется веб-интерфейс с наглядной статистикой по каждому тайтлу (контроль результатов зачистки и мониторинг поисковой выдачи).
Group-IB предоставляет и другие услуги, в том числе осуществляет «безупречный сбор доказательной базы для обращения в суд» и «профессиональное юридическое сопровождение иска». У фирмы уже есть успешный опыт судебной блокировки пиратских площадок. На услугу «зачистки интернета» можно заказать бесплатное тестирование.
Компания перечисляет своих клиентов и успешные кейсы. Group-IB утверждает в рекламе, что «99% ссылок удаётся зачистить в первые семь дней». Это странно, потому что все фильмы, указанные в кейсах, годами распространяются через торрент-трекеры в разных вариантах качества, а количество скачиваний исчисляется сотнями тысяч.
Автор: alizar