Вчера мы писали о том, что современная музыка многим обязана классике и мелодическим приемам, популярным у великих композиторов. Более того, исполнители до сих пор заимствуют идеи у музыкантов разных веков, стилей и уровней известности.
Сегодня — вспоминаем знакомые многим рок- и поп-композиции, которые так или иначе работают с классическим материалом. Всех, кому интересна эта тема, приглашаем под кат.
Фото Anders Printz PD
Because группы The Beatles и «Лунная соната» Бетховена
Некоторые музыкальные решения Бетховена настолько широко растиражированы и узнаваемы, что их используют повсеместно (от рекламы до фоновой музыки в кино), и на них постоянно ссылаются другие музыканты. Одна из таких отсылок сделана культовыми исполнителями из совершенно другой эпохи — «Битлами». В своей песне Because они используют часть «Лунной сонаты».
Только проигрывают её задом наперед.
Вот «версия» The Beatles:
Считается, что это идея Джона Леннона — однажды он услышал, как Йоко Оно играет «Сонату» и попросил сыграть её наоборот. Конечно, это не буквальный «пересказ» Бетховена, но мелодия песни The Beatles основывается на инвертированной структуре первой части «Лунной сонаты».
Never Forget группы Take That и Tuba Mirum из «Реквиема» Верди
Пожалуй, одна из самых популярных песен британской группы Take That — Never Forget. В самом начале песни можно услышать мелодию из «Реквиема» итальянского композитора Джузеппе Верди.
«Версия» Take That:
Итальянский композитор писал эту часть «Реквиема» для баса и хора. В песне Take That, кстати, хор тоже используется — вступление исполняет хор мальчиков из города Хенлана (Henllan Boys Choir).
Exit Music (For a Film) группы Radiohead и Прелюдия №4 Шопена
Radiohead не только использовали в своем творчестве отсылки к авангардным композиторам, но и вдохновлялись классической музыкой. Например, в нескольких треках из альбома A Moon Shaped Pool прослеживаются отсылки к классическим композиторам: например, в треке Glass Eyes — к струнным в стиле Дебюсси, звучание которых существует как бы отдельно от клавишных и голоса.
В The Numbers — к Стравинскому.
Ещё одна «классическая» работа Radiohead — известная композиция Exit Music (For a Film) с альбома OK Computer. Мелодия Exit Music (For a Film) основывается на Прелюдии №4 Шопена:
All By Myself Эрика Кармена и «Концерт №2» Рахманинова
Заимствование из классики не всегда является «творческим осмыслением» материала или прямой отсылкой. Иногда оно оказывается более явным — как в случае из одной из самых растиражированных баллад в мире — All By Myself американского певца Эрика Кармена.
Мелодия куплетов практически полностью повторяет отрывок из второй части Концерта №2 до-минор Сергея Рахманинова:
Эрик Кармен позаимствовал у русского композитора еще одну мелодию: Never Going To Fall in Love Again основывается на Симфонии №2. Это заимствование было настолько явным, что не осталось незамеченным — творчество Рахманинова на момент выхода пластинки не являлось общественным достоянием за пределами США. После переговоров с певцом фонд, управляющий наследием Рахманинова, получил право на 12% от роялти с этих треков.
The Doors, Альбенис и Альбинони
Сразу несколько популярных треков американской рок-группы The Doors содержат в себе заимствования и «цитаты» из классической музыки. Так, один из треков из альбома Waiting for the Sun 1970-го года — полноценный кавер Адажио в соль-миноре для струнных инструментов и органа.
The Doors:
Адажио принято приписывать авторству Томазо Джованни Альбинони, венецианскому скрипачу и композитору эпохи барокко. Его якобы восстановил по небольшому фрагменту записей биограф композитора Ремо Джадзотто, опубликовавший свою книгу об Альбинони в 1945 году.
Во фрагменте, найденном Джадзотто, была описана басовая партия и часть партии первой скрипки в шесть тактов. На этой основе Джадзотто составил полноценное произведение и в 1958 году выпустил его под названием «Adagio in G Minor for Strings and Organ, on Two Thematic Ideas and on a Figured Bass by Tomaso Albinoni». Фрагмента партитуры Альбинони, от которого он якобы отталкивался, никто не видел.
Сейчас многие исследователи музыки склоняются к тому, что Адажио придумал Джадзотто от начала и до конца. Тем не менее, Адажио — одна из самых популярных и растиражированных «классических» мелодий в мире, которая звучит в десятках фильмов и к которой обращались многие великие музыканты современности.
Это далеко не единственный пример работы группы с классическим материалом. Например, вступление трека Spanish Caravan The Doors отсылает к пьесе Астурия «Испанской сюиты № 1» композитора Исаака Альбениса.
Классическая музыка не перестает волновать самых разных современных исполнителей — от рок-музыкантов до поп-певцов. Фактически, многие из них ведут «диалог культур» со своими предшественниками — и параллельно знакомят с классикой новое поколение меломанов.
Больше интересного о музыке в нашем «Мире Hi-Fi»:
- «На любой вкус»: стриминговые сервисы для прослушивания музыки
- 5 легендарных рок-фестивалей, которые потрясли СССР
- Бокс-сет: как слушают музыку истинные фанаты
- «Звук в музее» — современное искусство и творческие эксперименты
- Как заработать состояние на шуме и стать легендой
- Чтение на выходных: 5 книг о музыке и музыкантах
- Забытые форматы: гибкие грампластинки
Автор: Audioman