Донейт, Литрес и копирайт. Итог

в 19:26, , рубрики: донейт, копирайт, краудфандинг, логинов, электронные книги, метки: , , ,

Некоторое время назад я написал короткую заметку с опросом о судьбах донейта как способа финансирования писательского труда. Пришло время подвести итоги.

Коротко. История с Литресом за неделю не закончилась ничем. В договоре есть пункт об автоматическом продлении договора. Так же в нем есть пункт 2.7 «Агенство обязуется выплачивать Автору вознаграждение согласно п.1.1.3 Договора». По нашим данным никакой оплаты за последние 4 года произведено не было. На письмо с этой информацией ЛитРес не отреагировало никак. Книги продолжают продаваться (всего 72 произведения).

image

Статью прочитало 52 000 человек. Из них 90 перевели благодарственный платеж (за что им глубокий поклон и искренняя благодарность от Святослава Логинова и от меня лично). Это 0.17% от аудитории. Средний платеж составил чуть больше 300 рублей.

Таким образом, чтобы обеспечить доход от благодарственных платежей в размере 30 000 рублей (чуть меньше средней ЗП в Санкт-Петербурге) надо, в дополнение к непосредственно к творчеству, писать статьи с просьбой о донейте, которые прочитает 650 000 умных, образованных людей в год.

Несмотря на довольно удручающие статистику, 49% всех опрошенных ответили, что верят в донейт как в средство финансирования писательского труда. Что удивительно и меня сумели убедить. Да, не здесь и не сейчас, но я согласен — это возможно. Но обо всем по порядку.

В самой структуре «донейта» скрыто две довольно разных сущности.

Первая – меценатство, характеризуется значительными платежами от тех, для кого автор стал чем-то важным в жизни. Таких людей довольно мало, но для них это не просто платеж за книгу, для них это в первую очередь личная благодарность автору. Например из 90 человек 20 перечислили сумму больше 500 рублей, а 5 – больше 1000. По меркам стоимости электронных книг это больше, чем полное собрание сочинений.

Вторая часть ближе всего, по своей сути, к чаевым. Это отложенная оплата, размер которой зависит от качества услуги. И здесь возникает сложный момент – чаевые как способ оплаты чьего-то труда требуют общественного договора. А именно:

1. Все понимают, что сколько стоит

В США на многих чеках сразу приведено, сколько чаевых надо заплатить, чтобы получилось 15%,18% или 20%. Все очень просто – 15% — обычное обслуживание, 18% – хорошее, 20% – выдающееся. Платить больше – пускать пыль в глаза. Платить меньше – неприлично. Размер минимального платежа в целом понятен – столько, сколько стоит произведение в магазине. Если понравилось – платишь чуть больше.

2. Оплата является естественным, нормальным вариантом поведения.

При этом 15% платятся не тогда, когда вам понравилось, а тогда когда нет вещей, которые отчетливо не понравились. То есть если вам не вылили суп на колени и в кофе не плавала муха – заплати.

Начал читать – дочитал до конца, вроде было не отвратительно – заплати. Этот благодарственный платеж делается не тогда, когда вы восхитились, а тогда когда это не было «унылым удобрением».

3. У общества есть инструменты принуждения для «отщепенцев»

Каждый раз когда приходится платить — срабатывает стандартная дилемма узника. Заплатить за то, что можно получить бесплатно – нерационально. Ведь есть куча мест, куда потратить эти деньги. И в итоге все общество страдает – писатели не пишут, а читатели лишаются законной возможности самостоятельно принимать решение о том, достойное получилось произведение или нет.

Пока эгоистов мало – потери от них не заметны. Но если их становится слишком много, срабатывает теория разбитых окон. Очень сложно быть хорошим, если вокруг все плохие. Это банально не выгодно. Чтобы такого не происходило общество обычно использует санкции к эгоистам. От общественного презрения, до запретов и принуждений. Скачал 20 фильмов, ни за один не заплатил – получай бан по айпи. Как-то так. В случае с чаевыми пользователь знает, что раз не заплатишь, второй не заплатишь, а потом найдешь расческу в борще или девушка на тебя посмотрит как на жмота.

Если в нашем обществе появятся эти три вещи — донейт станет не просто темой для разговоров, но реальным способом финансировать создание высококачественных творческих произведений.

Кроме этого есть и ряд технических параметров, которые могут помочь развитию донейта:

1. Информационная пропаганда. В первую очередь внутри самих произведений искусства. Посреди романа врезка – «о пользе донейта» с указанием реквизитов.
2. Удобство проведения платежей. Но надо признать, что современные системы (PayPal, Webmoney, Skrill, Yandex.Деньги,Qiwi) закрывают 95% всех возможных платежей, так как позволяют расплачиваться не только виртуальными деньгами, но и обычными картами, обеспечивая высокий уровень безопасности и удобства платежей. Объективно говоря, оплата по кнопке «донейт» не сложнее (а в общем-то даже проще), чем покупка в электронном магазине. Так что этот пункт стремительно теряет свою актуальность.

Ну и последняя мысль — деньги, получаемые человеком – это оценка его полезности обществом. Я понимаю, что у нас не идеальный мир, и существует куча искажений (воровство, коррупция, неинформированность и прочие прелести несовершенного рынка). Но в общем случае, если именитый писатель зарабатывает как дворник, значит обществу его работа ценна ровно настолько же.

Автор: DenisVitman

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js