Знаменитый американский рок-музыкант Боб Дилан недавно поступил очень странно: он выпустил альбом-компиляцию очень ограниченным тиражом 100 экземпляров.
Альбом под названием «Коллекция 50-летней годовщины» представляет из себя 4 компакт-диска, и выпускается он только в Европе. Альбом содержит произведения первых лет работы Дилана: невыпущенные домашние записи, живые выступления фолк-клубе в Гринвич-Виллидж и вырезанный контент записей его второго студийного альбома, The Freewheelin’ Bob Dylan.
Альбом минималистичен — это четыре компакт-диска, бумажный конверт и небрежно составленный список треков. Компиляция была выпущена очень ограниченным тиражом в 100 экземпляров, что достаточно для использования в своих целях нового европейского закона о копирайте. Говорить о таких мотивах выпуска альбома можно сразу по нескольким причинам.
Представители звукозаписывающего лейбла Дилана отказались от каких-либо комментариев по поводу столь странного релиза. Куда интересней комментарий названия нового альбома — это «Коллекция продления авторских прав, том 1» (The Copyright Extension Collection, Volume 1). Как видно, даже лицензиары могут быть честными, и профессор права в Дюкском университете Джеймс Бойль уверен, что это — эксплуатация законов.
Дело в том, что не так давно Евросоюз продлил сроки охраны авторских прав с 50 до 70 лет, после же этих периодов произведение попадает в категорию общественного достояния. Но есть маленькая деталь: чтобы получить дополнительные 20 лет охраны, нужно хоть единожды за эти начальные 50 лет опубликовать защищаемые произведения.
Данный материал был записан в 1962 и 1963 годах, и лейбл был вынужден опубликовать его хоть каким-нибудь минимальным тиражом. Таким образом, копии мастер-дисков, никогда не покидавших пределы хранилищ, впервые увидели свет.
Новый закон прозвали законом Клиффа по имени британского музыканта 60-ых Ричарда Клиффа, пролоббировавшего правовыве изменения, мотивируя это тем, что ещё живой пожилой артист не должен терять свои роялти по прошествии 50 лет с момента публикации.
Критики, однако, посчитали, что новый закон будет полезен лишь звукозаписывающим компаниям и мегазвездам (уровня «Битлз» и «Роллинг Стоунс») прошлого, которые рисковали потерять эксклюзивные права на свои пластинки. Большей же части музыкантов этот закон ничего не принесет.
В законе есть небольшие уловки против обычных музыкантов. К примеру, можно разорвать контракт с лейблом по прошествии 50 лет и получить полные права на свои произведения, что призвано помочь авторам. Но для окончания соглашений необходимо, чтобы звукозаписывающая компания не выпускала за год до этого ни одного переиздания спорных произведений, что грозит волной таких стоэкземплярных альбомов.
Можно долго рассуждать о моральности таких законопроектов и их пользе для авторов и потребителей. Тем же временем на Ebay идут аукционы по продаже альбомов, и цены для горячих поклонников находятся в районе тысячи долларов.
По материалам Национального Общественного Радио и лота на Ebay.
Автор: FakeFactFelis