Если при высокой громкости внимательно прослушать звук на ролике от Microsoft, то с 0:23 по 0:25 вы услышите голосовой ватермарк Audiojungle на аудиодорожке. Такие «водяные знаки» используют аудио банки для защиты от несанкционированного использования треков.
Я пообщался с композитором Тиграном Папазяном и видео-дизайнером Алексеем Шамраевым, чтобы выяснить, какие способы они используют для защиты авторских прав на свои работы.
Водяные знаки активно используются фотографами и фотобанками для защиты изображений до их покупки. Фотографы размещают свои контактные данные, а фотобанки — логотип и артикул изображения, как на фото ниже, чтобы никто не мог бесплатно скачать и использовать загруженнную на сервис работу. После оплаты абонемента или покупки конкретной фотографии вы получаете право скачать её без водяного знака и использовать в рамках оформленного соглашения.
Такие же водяные знаки не дают возможности использовать аудио треки. Чтобы узнать, как композиторы, работающие с аудио стоками, защищают права на свои произведения, я связался с одним из топовых авторов на Audiojungle, Тиграном Папазяном. Через аудио сток он совершил около 11 тысяч продаж при средней стоимости от 19 долларов за сэмпл. Также Тигран работает в киноиндустрии, где его музыку используют для трейлеров к фильмам. Среди последних — «Коллектор» с Константином Хабенским и «Двое во вселенной» с Джереми Айронсом.
Какое основное средство защиты аудио файлов от несанкционированного использования сторонними компаниями до покупки через сервис?
Ватермарка — это самый дешевый способ защитить очень много музыки для сбыта через аудиостоки.
Как композитор может защитить свой материал, чтобы доказательства приняли в суде, если то-то скопирует сэмплы?
Однозначно исходники. Их надо хранить у себя на облаке или на компьютере.
Что делать, если их украдут, как доказать в суде авторство?
Если исходники есть только у тебя — это огромное преимущество когда дело доходит до доказательств авторства. Но если нет, то можно использовать то, что есть только у автора: способность повторить свою работу. Есть пример из мировой практики, о нём рассказывается в фильме «Большие глаза», снятом по книге, написанной главной героиней — Маргарет Кин. Эта американская художница стала известной благодаря портретам женщин и детей с большими глазами, и в 1960-х её работы продавались под именем мужа — Уолтера Кина. Он хотел присвоить себе все лавры, и дело дошло до суда.
А судья сказал — нарисуйте портрет ребёнка. Муж отказался, а художница сделала это — и выиграла дело. До такого может дойти, если исходники есть у нескольких людей, называющих себя авторами.
Есть ли возможность встроить цифровую подпись в аудио треки?
Есть, но я этим не занимаюсь. Можно вставить изображение в спектр записи. Многие продавцы сборников сэмплов (сэмпл паков) прописывают туда свои сайты. (Пример встраивания данных в аудио файлы описан на Habrahabr. — прим. ред.)
Не буду говорить за авторов песен или аранжировок, так как сам никогда не углублялся именно в защиту прав своих песен. Не то чтобы мне было это не интересно, просто когда я издавал песни на лейблах, права автоматически регистрировались за мной как за автором.
В случае с музыкой может ли сработать способ из литературы — отправление себе по почте записи?
Есть вариант отправить себе песню на электронную почту, сразу как её напишешь. Отправить запись — и это будет доказательством твоего авторства, так как ни у кого не будет других доказательство с датой раньше, чем это письмо. Ну, если только кто-то не вернётся на машине времени в Древний Египет и не начнёт писать партитуры твоей песни на папирусах.
Трейлер к фильму «Двое во вселенной». Музыка Тиграна Папазяна
Видео-дизайнер Алексей Шамраев создаёт видео ролики, которые продаёт через видеостоки. Его видео покупают в том числе крупные компании. Например, в начале 2016 году Sony купила его видео и заблокировала его на YouTube. Ролик Real Love Story послужил основой для клипа певца Pedro Lima, но Алексей вышел из ситуации победителем — клип закрыли, ролики автора — разблокировали. Но сейчас вопрос еще не до конца решен, но адвокат в Америке уже найден и в ближайшее время Алексей планирует его закрыть. Сейчас Алексей готовится к суду против российской компании, которая выпускает передачи на одном российском телеканале, о подробностях мы сообщим по мере их поступления.
Алексей, как считаешь, почему в ролике в официальном канале Microsoft могла прозвучать ватермарка?
Вы можете скачать превью аудио с Audiojungle и работать с ним в монтажной видео программе, затем продемонстрировать результат заказчику и, если его всё устроит, купить трек. Иногда специалисты работают с видео, добавляют аудио трек с ватермарками и позже забывают его заменить, хотя и купили оригинал. При работе с треком можно забыть о ватермарке, она «замылится», и её просто перестают воспринимать на слух. Возможно, в случае с роликом для Microsoft всё так и было.
Ты занимаешься видео. Какие способы защиты используют для видео на стоках?
Те же ватермарки ставятся поверх видео ролика. Видео имеет EXIF — могу предположить, что туда можно вставить информацию. Но водяной знак — проще и быстрее. Тем более, в любом случае ролик могут купить, а потом объявить, что автор — не ты. Я с таким сталкивался.
Как в суде можно доказать, что ты — автор видео ролика? До суда доходило дело?
Пока у меня не было судебных разбирательств, но вот-вот подобное мне предстоит. Во-первых есть дата появления твоего видео в интернете — то есть время, когда ты впервые его заливал. На других ресурсах такой же даты не будет — ролик там появится позже. Во-вторых, как правило, видео редактируется перед тем как загружать его на сток, так как обрезаются кадры в начале или в конце, убирается все лишнее и получается готовая сцена. Оригинал главное не удалять, это самое прямое доказательство, что ты автор, так как ни у кого больше оригинала такого быть не может.
Также если на кадрах место из твоего города, а кто-то говорит, что это его видео, а сам живёт непонятно где, можно попросить снять видео ещё раз. Он не сможет — а ты сможешь, так как точно знаешь эти места.
А если оригинал украли?
Тут уже надо консультироваться с адвокатами и выяснять какие доводы можно еще предоставить суду. Но если украденный оригинал у другого человека, и он говорит что видео его, то тут уже будет сложно что-то доказать.
В литературе авторы используют такой метод: отправляют государственной почтой себе же свои работы, чтобы доказательством. С твоим коллегой из сферы аудио Тиграном Папазяном мы обсудили подобный метод — только отправки аудио файлов на свою электронную почту. Можно ли сделать такое с видео?
Интересный способ, кстати. Но в случае с видео есть небольшая проблема — размер файла. Тут надо либо облачным хранилищем пользоваться и отправлять ссылку, либо рендерить исходный видео файл в какой-нибудь формат с кодеком, чтобы получился маленький вес файла.
А обычная почта? Если отправить диск или другой носитель?
Видеостокеры сейчас генерируют огромное количество контента каждый день, поэтому не целесообразно заниматься отправкой файлов таким образом. Проще просто хранить оригиналы у себя на диске, на облаке, причем лучше хранить и файлы проектов для видео или аудио программы, в которой работаешь.
В случае с фото, аудио и видео стоками наиболее популярный метод защиты оказывается самым простым и дешёвым — авторы защищают работы «водяными знаками». Иногда и это не помогает, и их труд могут использовать без согласования и оплаты. В случае с фотографиями на Shutterstock, к примеру, не представляет труда с помощью поиска по картинке Google найти купленную кем-то ещё фотографию, а затем использовать её для своего сайта или вывески оффлайн-магазина. А других случаях недобросовестные покупатели могут заявить свои права на чужие работы, как это делала Sony. Главным средством защиты, когда дело доходит до суда, остаются исходники работ.
Автор: ivansychev