В этом посте я в удобной форме расскажу о всех ключевых преградах и путях их преодоления при продвижении пародии в аудио сфере, используя мировой опыт, который так же, уверен, свободно конвертируем в любую другую сферу творчества. А именно:
1) Что такое «лицензия на пародию» от издателя и нужна ли она.
2) В каких случаях возможно получение дохода и каким образом это осуществить.
3) Какие потрясения вас могут ожидать на этом пути.
Кроме того, в конце статьи я пройдусь по основным этапам создания бюджетной музыкальной пародии.
Акцент будет сделан на практическую часть.
Интересно? — добро пожаловать под кат.
Основная часть
Как термин, «Пародия» у юристов это большое серое пятно. По законодательству существует понятие «fair-use» которое утверждает, что пародии не должны быть в обязательном порядке заверены в издательстве оригинала. В то же время крайне редко пародисты ведущих уровней пользуются этим преимуществом и пускают свежие пародии в коммерческий оборот, не имея соответствующего разрешения.
Что из себя представляет эта лицензия? Это документ — который в реальности не предоставляет 100% защиту от возможности возникновения судебной тяжбы, но это документ который:
a) Создает вам некий психологический «Damage Threshold», который необходимо преодолеть издательству, чтобы подать иск в суд.
b) Добавляет вес вашей защите в суде в случае претензий со стороны издательства/автора.
Этот документ составляется в свободной форме, так как напомню, что по законодательству никакие контракты не предусмотрены, его выпуск вам издательством может быть гарантирован, разве что, хорошей репутацией последнего. Самый преуспевший артист в этот плане — Weird Al.
На готовые пародии вы можете генерировать доход посредством показов на видео хостингах (YouTube) или же через продажу трафика (Itunes) и записей на носителях (CD) без согласия издателя оригинала, здесь важен такой скользкий термин, как «идея». Только в случае, если идея вашего исполнения отлична от идеи оригинала, то работа может быть признана результатом вашего творчества (при условии, что вы, опять же, не забываете ссылаться на оригинал).
Впрочем, у самого автора представление о пародии может не совпасть с вашим представлением и это снова повод для судебных тяжб. Желаете этого избежать? — Используйте общепринятые методы в конструировании своей пародий, самые известные:
1) Эффект обратного — в оригинальном треке у белого парня проблемы с девушкой — в пародии у черного парня безумная фанатка.
2) Утрирование — пусть у черного парня будет двадцать безумных фанаток.
Никто не защищен
Еще раз делаю акцент на том, что в случаях правового обращения, пародия — это не иммунитет, а позиция, на которой строится ваша защита в суде и которая должна преобладать. За гарантию того, что она будет преобладать хорошие юристы получают хорошие гонорары.
Пародиями пользуются, не только артисты, поэтому конкретный, показательный, пример — ныне активный в США республиканский сенатор Чак Дивор, который закончил калифорнийский университет в направлении международных отношений и права — он заказал пародию на песню Дона Хенли не обращаясь за правами в издательство на нее. Вскоре Чаку пришла повестка в суд и он проиграл дело, почему? Дону Хенли не понравилось то, что пародия на его песню (а он является либералом) продвигала интересы республиканцев — этого оказалось достаточно.
Есть ли у вас или нет мощной позиции защиты исходящей от понятия пародия, когда вы делаете пародию на творчество человека богаче/известней вас, принимайте во внимание риск, что при его интересе к вам — юристы начнут под вас копать до тех пор, пока ваша «борьба» не закончится израсходованием всех доступных средств на эти тяжбы у одной из сторон.
Вместо заключения — обещанный краткий Guide к созданию аудио пародии:
Шаг 1 — выберите песню, на которую хотите сделать пародию. Для начала ориентируйтесь на:
1) Длину песни.
2) Легкость текста.
3) Ваше отношение к изначальному смыслу текста (отрицательное? хорошо!).
Шаг 2 — сочините текст, который будет включать:
1) Комический прием.
2) Хотя бы одну явно выделяющуюся шутку, в сторону первоначальной идеи.
Шаг 3 — найдите в сети CCL исполнение трека с тегом «instrumental» или, при наличии навыков, запишите свою версию мелодии трека или отправьте запрос на получение механической лицензии (внимание, механическую лицензию, порой сложно или даже невозможно получить, более того, в данном случае, она потребует с вас агентские отчисления с доходов от продажи пародии, поэтому этот вариант рассматривайте в последнюю очередь) на оригинал трека в издательство.
Шаг 4 — для записи вне студии, советую использовать Audacity, ссылка — audacity.sourceforge.net/
Шаг 5 — создайте любой ролик на background (это может быть, например крестик нарисованный в Paint, продолжительностью в длину трека).
Шаг 6 — загрузите свою работу на YouTube.
P.S. Если вы ожидаете резкого значительного результата, попробуйте записать пародию на недавно ставшую популярной песню, обрести широкую аудиторию, не имея большой базы подписчиков, в таком случае, нетрудно.
Автор: GiaLoTa