Шаг №1 — создаем или находим мем
Шаг №2 — защищаем его (желательно быстро и с «разных» сторон) правами
Шаг №3 — получаем вознаграждение за использование
Понятно, что создать интернет-мем задача не из легких. Целенаправленно получается редко, чаще мем создается совершенно случайно. Но если случай вам улыбнулся, то зевать не стоит. Переходите поскорее ко второму шагу.
Пример 1 (удачный)
Брат хозяйки котика разместил фотографию животного на Reddit. После того как котик стал популярным, ему завели официальный сайт и страницу в Фейсбук.
Монетизация образа поражает своим разнообразием: кружки, футболки, уже три книги, готовится фильм, лицензия на напиток Grumppuccino.
Прибыль не раскрывается, но оценивается в размере около $100 млн. (данные за 2014 год).
Что же позволило получить такой доход? Грамотный подход к оформлению интеллектуальных прав на интернет-мем.
Хозяева основали компанию Grumpy Cat Limited и зарегистрировали серию товарных знаков в США и других странах. Это позволило сохранить монополию на использование образа кота и словесного обозначения Grumpy Cat. Они производят собственную сувенирную продукцию и выдают лицензии на использование образа третьим лицам.
Это удивительно, но компания даже судится с нарушителями прав на товарный знак — компанией Grenade Beverages LLC. Grumpy Cat Limited требует $150 тыс. за нарушение лицензионного соглашения и $100 тыс. за использование доменов drinkgrumpycat.com и grumpycat.com (продажи с сайтов временно прекращены).
Пример 2 (менее удачный)
В 2011 году британский фотограф Дэвид Слейтер (David Slater) снимал в зоопарке хохлатых павианов. Отлучился и оставил аппаратуру в свободном доступе для обезьян. Одна из самых смышленных по кличке Наруто сделала много снимков, в том числе несколько удачных селфи.
Фотограф рассказал об этом случае и стал продавать лицензии на фото. Но счастье продолжалось недолго. Какой-то подкованный в юриспруденции блоггер высказал мысль, что селфи обезьяны не защищаются авторским правом и права у фотографа не возникли, поскольку на кнопку аппарата нажимала обезьяна. Википедия воспользовалась этой идеей и разместила фотографию в своем хранилище, откуда каждый мог скачать её бесплатно. Лицензионные отчисления прекратились. Фотограф пытался протестовать и поспорил с Википедией, но в суд обращаться не стал, смирившись с ситуацией.
Более того, позже на него в суд подала сама обезьяна (в лице представителей зоопарка) и пыталась взыскать компенсацию за нарушение своих авторских прав. Суд поступил благоразумно и отказал обезьяне, обосновав это тем, что пока американский конгресс не примет закон об авторских правах животных, их права не существуют и, следовательно, не защищаются.
В чем была ошибка фотографа?
Он неправильно оценил риски, связанные с возникновением у него авторских прав. В принципе, такой вариант развития событий можно было предвидеть. Иск от обезьяны вряд ли, а вот утрату (а точнее “невозникновение”) собственных прав — вполне.
А если риск был, то нужно было предпринять дополнительные меры по охране изображения — как в первом примере. Можно было зарегистрировать фото в качестве товарного знака и тогда даже в отсутствие авторских прав такое изображение подлежало бы охране.
Пример 3 (обычно всегда так и происходит)
Если мемом становится образ человека, то возникает дополнительный способ охраны – это право на собственное изображение. Так, мем Technoviking добился через суд только небольшой компенсации за использование видео с ним в youtube.com — €15 тыс. Причем в компенсации морального вреда €10 тыс. суд отказал.
Это не помогло остановить распространение его изображений на футболках, брелоках, кружках и т.п.
Выводы
Пропустив второй шаг в инструкции, не зарегистрировав интеллектуальные права, на третьем шаге можно пожинать только весьма скромные плоды и нельзя построить стомиллионную империю на распространении популярного изображения.
Всё достаточно просто — при регистрации прав на интеллектуальную собственность надо действовать быстро и изобретательно. Теперь вы не упустите свой шанс.
P.S. Если вы знаете еще примеры, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.
Автор: ФрешДок