В 2012 году видео о посадке Curiousity на поверхности Марса на канале NASA в Youtube заблокировало частное новостное агентство. Записи речей Мартина Лютера Кинга на YouTube найти не удастся благодаря подсуетившимся юристам EMI.
В этот раз видеохудожник Митч Мартинез выдал лицензию на использование его работы, а Sony Music Entertainment объявила видео своим и заблокировала монетизацию оригинального ролика в Youtube автора.
Transviolet «Bloodstream»
В последние годы игроки музыкальной индустрии всё чаще блокируют видеоролики на Youtube за нарушение авторских прав, даже если речь идёт об играющей на заднем плане в течение минуты музыке на семейном видео. Иногда объектом блокировки становится визуальный ряд. Видео мониторятся не вручную, а с помощью алгоритмов, определяющих копии.
Ваш контент может быть заблокирован, даже когда вы сами являетесь его создателем и правообладателем.
Митч Мартинез создаёт невероятно красивые ролики, публикует их и предоставляет желающим ими воспользоваться такую возможность. Одно из своих видео он лицензировал для использования компанией Epic Records, и оно превратилось в клип группы Transviolet «Bloodstream». Через два месяца Sony Music Intertainment заблокировала возможность монетизации ролика его автору, так как его оригинальное видео «нарушало» права правообладателя.
Оригинальный ролик, опубликованный Митчем Мартинезом в 2013 году
Видео использовала компания Epic Records для этого клипа
Митч получил сообщение о блокировке монетизации и поначалу даже не понял, кто к нему обратился. Какое отношение имеет SME к его ролику? Позже оказалось, что Epic Records принадлежит компании Sony Music Entertainment.
Для Мартинеза это не первый случай блокировки монетизации, поскольку в Youtube работают специальные боты, но обычно проблему можно было исправить письмом или звонком в компанию, которой он дал лицензию на видео. Но чаще Митч сам требовал прекратить монетизацию видео, когда кто-то выдавал его ролики за собственные.
В статье на Petapixel.com Митч Мартинез описал стандартную схему действий в подобных случаях. Нужно подробно рассказать Youtube всю ситуацию, поставить срок в сорок восемь часов для отзыва претензий к нарушению авторских прав, и объяснить, что в случае несоблюдения этого срока вы (автор) отзовёте лицензию из-за нарушения правил использования, и отправить письмо человеку, с которым работали при лицензировании ролика.
В этот раз схема не сработала. Митч получил сообщение, что предъявившая права компания Sony Music свою претензию пересмотрела, и не нашла никаких проблем. То есть живой человек из компании посмотрел оригинальное видео, опубликованное за два года до клипа, и решил: «Нет. Это точно наша подложка и нам принадлежат права на неё».
Митч снова отправить письмо человеку, с которым работал на тему лицензирования, и потребовал немедленно убрать блокировку на монетизацию контента. В письме Мартинез упомянул о пункте в договоре, по которому автор оставил за собой все права, которые явно не были переданы по лицензии.
Два дня не было ответа. Митч отправил третье письмо в Epic Records. На этот раз — с требованием немедленно удалить подложку, которую они скачали с сайта MitchMartinez.com, так как они не имеют право препятствовать использованию автора своих прав.
Письма оставались без ответа, а форма обратной связи на сайте Epic Records оказалась сломана. Пришлось воспользоваться такой же формой на сайте Sony Music. Только спустя еще один день Epic Records сообщил Митчу, что ничего не знает о требования Sony. В крупных корпорациях подобное возможно. Человек из Epic Records, которому Митч отправлял письма, в компании уже не работал, хотя никто не настроил автоматический ответ с его адреса.
В телефонном разговоре, который Мартинез записал, собеседник из Epic Records подтвердил права автора и отсутствие претензий со стороны лейбла. Человек обещал выяснить все подробности и отозвать заявление.
Во время следующего звонка юристы Epic сообщили, что претензия отозвана. На вопрос Митча, удалили ли они его подложку из своего клипа, они ответили отрицательно и спросили, есть ли возможность продолжить её использовать.
Что делать в подобных ситуациях? Мартинез советует быть вежливыми — во всяком случае поначалу. Иногда такая ситуация может возникнуть без злого умысла, и дружелюбное общение ускорит процесс решения проблемы. Обязательно храните документы в порядке, чтобы найти их при первой необходимости. Сохраняйте и организуйте все контакты, сохраните переписку по электронной почте, даты телефонных звонков и другие записи. И постарайтесь юридически обезопасить себя от претензий компаний, которым вы дали лицензию.
Автор: ivansychev