Если вы — учёный, и вам для работы нужно получить результаты определённого исследования, то у вас есть два пути: либо вы платите за него долларов тридцать, либо пишите в Twitter сообщения с «волшебным» хештегом, идентификационным кодом исследования и адресом электронной почты.
Я проверил. В течение получаса после моего твита я получил документ по почте. Моё сообщение ретвитнул аккаунт Shecanhazpdf, в описании к которому сказано: «С 2014 года не делает ничего, кроме ретвитов #icanhazpdf целый день».
По негласным правилам твит нужно удалить, но я этого делать не буду — я специально дал ссылку на документ, который не требует оплаты подписки. Поэтому я получил письмо с фразой: «Мне файл доступен без логина, но всё равно я прикладываю его к письму».
Will you help? #icanhazpdf https://t.co/X1R1trWtGQ sychev.i.p@gmail.com
— Иван Сычев (@ivan_sychev) 24 октября 2015
Андреа Кужевски — учёная, придумавшая распространять работы с помощью Twitter. Фото из Google+
Учёные используют Twitter для исследований. Недавно команда из учёных и ИТ-специалистов из нескольких американских и британских университетов и Microsoft Research выявили связь между содержанием и эмоциональным окрасом сообщений в Twitter и доходом пользователей. Ранее психологи доказали, что негативные эмоции ведут к сердечным заболеваниям. Twitter позволяет определить кассовые сборы новых фильмов или создавать карты инцидентов, ресурсов и людей — спасатели искали жертв бедствия на Гаити.
Но учёные нашли ещё один способ использования Twitter для своей работы. Они содействуют пиратству с помощью «секретного» хештега, который перестал быть секретом благодаря BBC.
Во многих странах запрещено скачивать материалы, защищённые авторским правом, включая музыкальные треки, фильмы, книги. Научные исследования также подпадают под защиту законов. Эти документы доступны учёным и институтам, у которых есть подписка. Но некоторые учёные не хотят платить за знания, и они считают, что доступ к таким документам должен быть бесплатным и доступным каждому. Поэтому они делятся результатами исследований между собой.
Хештег запустила учёная и писательница Андреа Кужевски (Andrea Kuszewski), занимающаяся когнитивистикой. Хештег #icanhazpdf — перефразированный вариант мема «I can haz». Чтобы получить документ, нужно написать твит со ссылкой на нужный файл, хештегом и адресом электронной почты. На этот адрес пользователь очень скоро получит документ от человека, у которого есть к нему оплаченный доступ. После получения файла твит нужно удалить. Так академики из развивающихся стран могут получить доступ к обширной базе знаний различных институтов и исследовательских групп.
Издатели против, и их право подкреплено законом. Они считают такое поведение учёных аморальным. Кужевски с этим не согласна. Она уверена, что этот хештег изменит ситуацию с публикациями исследований и доступом к ним: «Если мы будем продолжать искать и передавать исследования людям бесплатно, и достаточно людей поддержат эту идею, обязательно что-то изменится».
Пиратство в академических кругах не заканчивается этим хештегом. Есть множество сервисов, в которых вы вбиваете номер работы в поисковой строчке и скачиваете документ бесплатно, часто нелегально. Немецкая издательская компания The Lancet и множество других медицинских и научных журналов сейчас судятся с подобным пиратским сайтом — Sci-Hub.
Ресурс Sci-Hub основан казахской учёной Александрой Элбакян. Сайтом пользуются десятки тысяч человек ежедневно, многие — из России и Индии. Элбакян говорит, что её не волнует судебный иск в США, с которым обратилась The Lancet, и что деятельность Sci-Hub не относится к воровству. Элбакян считает, что пиратство — это производство! В Уголовном Кодексе существуют отдельные статьи 158 «Кража» и 146 «Нарушение авторских и смежных прав». Так что пиратство уже нельзя назвать кражей, иначе зачем разные законы для одного и того же преступления. Со смысловой стороны вопроса пиратство — это копирование информации, при котором продукта — информации — становится больше, тогда как при краже у одного субъекта предмет пропадает, а у второго — появляется: «Это принципиально важные отличия! Достаточно известное высказывание, приписываемое Будде, гласит: «Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься» Можно добавить, что информации не становится меньше, когда ее копируют. Наоборот: ее становится больше».
Музыкальная индустрия изменилась после многолетнего скачивания песен с пиратских сайтов — появились стриминговые сервисы, снижающие стоимость прослушивания, правообладатели стали более лояльными по отношению к пользователям. Иногда они просто не преследуют нарушителей, потому что уверены: когда кто-то скачает альбом и прослушает его — больше шансов на то, что этот альбом будет куплен. То же и с книгами. И если в 2011 году 80% россиян не были готовы отказаться от пиратского контента, то в 2014 пользователи заплатили за видео, музыку и книги 6,7 миллиардов рублей.
Та же судьба может быть у распространения исследовательских работ — уже сейчас некоторые издательства стали снижать цены на легальный доступ к ним. Кужевски уверена, что эти изменения не произойдут быстро. Но ускорить их — можно.
Автор: ivansychev