Они уже убили ви-си. На очереди Хабр?

в 9:18, , рубрики: контент-маркетинг, копирайтеры

Когда ви-си загнулся окончательно, появилось немало статей с подборкой ресурсов, которые этот самый ви-си могут заменить. Если говорить грубо и прямо, то фактически, контент-маркетологи и разные сомнительные личности, убившие в свое время этот самый ви-си, стали составлять подборки площадок, на которые нога их брата еще особо не ступала. Одним из таких ресурсов стал Хабр.

Да, здесь уже не первый год орудуют самые продвинутые из контент-маркетологов. Однако теперь сюда явно доберется и основная их масса. Конечно, есть некий барьер в виде необходимости получить инвайт на Хабр, чтобы писать статьи, но он, насколько я понимаю, достаточно легко обходится за деньги с помощью серых схем с уже набравшими рейтинг дельцами от контент-маркетинга.

Они уже убили ви-си. На очереди Хабр? - 1

Что случится со всеми площадками, которые попали в поле зрения контент-маркетологов после смерти ви-си? Они либо так же сдохнут под натиском этой мутной пехоты, либо введут жесткие правила модерации и сумеют отстоять свой продукт (что сложнее).

Почему я называю некую совокупность коллег мутной пехотой? Потому что они приходят на площадку исключительно за траффиком и за тем, чтобы получить выгоду для себя (или своего заказчика), а не чтобы развивать площадку и приносить пользу сообществу этой площадки. Подход исключительно местечковый, людоедский, недальновидный и живоглотский. И они именно так и мыслят. Им (ок, не всем, но подавляющему большинству — точно) неважно, что нужно читателям — им важно выполнять KPI. Им не важны сложившиеся правила и тематика площадки — им важен траф.

И первые признаки того, что Хабр может пасть, уже есть. В канале Хабра в телеграме в популярных материалах все чаще появляются статьи, мало связанные с техническими темами. Зато проклятущий Слава Рюмин со своими опусами про три миллиона в год на выращивании клубники залетает туда с завидной регулярностью.

Пока всё выглядит так, что Хабр эту битву проиграет — нахрапистые инфоцыгане и голодные до траффика контент-маркетологи переопределят продукт, вынудят аудиторию Хабра разочароваться в нем, а когда эта аудитория, формировавшая в том числе и пользу для всего сообщества, постепенно уйдет, Хабр постигнет участь ви-си. И станет он ресурсом о том, как доставщик Яндекс Еды принес в баночке свои ссыкули вместо майонеза.

Битва эта проигрываться будет не один год. И поначалу может казаться, что метрики портала растут: трафик, вовлечение в статьи и т.п. Да и компании со своими корпблогами из-за отсутствия адекватной альтернативы с площадки уйдут далеко не сразу. Более того, появится много новых компаний, тех, которые раньше сидели на ви-си и в тематику Хабра не вписывались. А теперь им как будто бы «станет можно». И проблема этой сложной битвы как раз в том, что на протяжении нескольких лет заработок самого Хабра может расти, аудитория — тоже. Просто в тот момент, когда он окончательно перестанет быть сбалансированным швейцарским ножом и превратится в то самое НЁХ, что-то менять будет поздно. Когда я говорю, что это постепенный и длительный процесс, я имею в виду интервал в 3-5 лет.

А что такое «переопределить продукт»? В книге Intercom on Product Management есть классный раздел. В нем говорится примерно следующее: продуктовая команда всегда должна четко осознавать, чем их продукт является и, что крайне важно, чем их продукт НЕ является. Пользователи могут просить кучу разных фичей, они даже действительно могут быть полезны большой части аудитории. Но проблема в том, что расширение/размытие функциональности (а в случае Хабра — тематики) ведет к потери продуктового фокуса. И вот у вас уже не ножик, а швейцарский нож. А дальше уже даже не швейцарский нож, а многофункциональное «нечто», которое вроде как и покупать уже смысла нет.

На самом деле очень жаль, что среднестатистический редактор или контент-маркетолог практически не несет ответственности за свои действия. Он находится где-то на бэкенде и особо не отсвечивает, фокусируется на каких-то KPI и в инженерном сообществе (в случае Хабра) его вообще не знают.

Если бы редактор или контент-маркетолог отвечал за свои слова лично (у меня, например, именно такая ситуация — в том же kubernetes_ru мне с достаточно высокой долей вероятности скажут, что я говноед, если я буду постить на Хабре всякую контент-маркетинговую дичь или нарушать негласные правила площадки), то он бы уже не мог так просто нарушать некие этические нормы, он был бы вынужден следовать негласным правилам площадки, думать о пользе для сообщества и т.п.

Так как я немало общаюсь с редакторами и контент-маркетологами, я вижу пугающую тенденцию — ви-си умер, а на его замену годятся разве что Пикабу и Хабр. Но Пикабу далеко не столь притягательный с коммерческой точки зрения ресурс. Так что я вижу реальную опасность в том, что куча контент-маркетологов хлынет сюда. Сможет ли их вытеснить рейтинг и карма? Далеко не факт. Накрутки никто не отменял, да и аудитории могут заходить отдельные нетехнические статьи — и простые читатели могут даже не задумываться о том, что своими плюсиками к статье они в долгосрочной перспективе уничтожат площадку. То есть в конечном итоге судьба площадки и ее будущее — в руках сотрудников Хабра. И ответственность за это — тоже в их руках. И им предстоит серьезная битва: кого банить, за что банить и банить ли вообще? А если они забанят такого-то, а тот придет и будет возмущаться, что похожего на него другого человека не забанили и т.п. Это невероятно сложная именно процессно и с точки зрения коммуникаций задача. И решать ее придется максимально прозрачно, опираясь на комьюнити и читателей. Однако ответственность площадке придется брать в свои руки.

Зачем я вообще это написал и какой вывод хотел бы сделать?

  1. Мне нравится Хабр, каким бы токсичным его ни называли, это уникальная в своем роде площадка. Потерять его было бы большой ошибкой. Я не считаю, что он прям уже не тот и т.п. Здесь до сих пор немало классных авторов и материалов.

  2. Я хочу сражаться за Хабр — и делаю это, когда представляется возможность.

  3. Я бы хотел призвать администрацию Хабра серьезно воспринять грядущую бойню. Наплыв контент-маркетологов и инфоцыган с ви-си обязательно произойдет.

  4. Ну и конечно, я бы хотел призвать читателей осознанно ставить плюсики в карму авторов и голосовать за статьи, задумываясь о долгосрочных последствиях этого голосования.

Upd. Почему я считаю, что текущая политика невыгодна самому Хабру? Потому что основная его коммерческая ценность сейчас — это избранная (пока еще) аудитория. Аудитория ИТ-специалистов. С этой точки зрения площадка уникальная. Текущие тарифы на корпблоги, рекламу и т.п. вряд ли будут платить за какую-то другую аудиторию. Разве что в каком-то прям супербизнесовом издании — хотя по ощущениям, там совсем не избранная аудитория бизнесменов.

Upd 2.0. То, что сейчас происходит на Хабре, напоминает и комментарии в телеграм-каналах. заходишь в комменты под интересным постом, а там отвечаю «Евлампий | SEO, интернет-маркетолог, директолог», «Анжелла копирайтинг с огоньком» и другие подобные аккаунты (половина, причем, не с личного аккаунта, а прям от лица своего канала).

Автор: TimurTukaev

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js