Привет!
Меня зовут Лиза, я ex-программный координатор конференции HighLoad++ и в этой статье расскажу базовые шаги, которые помогут спикерам дойти до программы крупной (а то и крупнейшей) профильной конференции страны.
Координатор - тот человек, который первым видит вашу заявку на Хайлоад, передает ее на рассмотрение в Программный комитет (ПК), следит за всем ее путем вплоть до сцены либо до отказа. За 2022й год через меня прошло порядка 700 заявок, а в 23м году на моем последнем Хайлоаде я выступала в роли главы программного комитета и прочувствовала уже насквозь процесс формирования программы. Для менее масштабных мероприятий эти рекомендации тоже применимы, разве что какие-то пункты можно убрать.
Выступить на конференции - это работа. Много работы. Не час-два, чтобы накидать тезисы, не три-четыре, чтобы слепить слайды. Это поиск темы, домашняя работа, тренировка на котиках, подача заявки, общение с программным комитетом, прогоны, само выступление и активное участие в остальной программе конференции. Потому что после доклада есть секция Q&A, вопросы, которые люди не успели вам задать, другие интересные доклады и спикеры, с которыми вам самим полезно пообщаться. Есть соседние компании, деврелы (эйчары) на стендах, слушатели.
Как искать тему
Есть такой мем в узких кругах - “на Хайлоаде 2019 эта тема была раскрыта лучше”. Мы живем в постмодерне, все уже придумано, рассказано и опубликовано. Даже задачи, которые вы сейчас по работе решаете и хотите поделиться способом решения - уже решали много раз до вас. Это нормально. На самом деле, есть несколько аспектов, которые позволяют конференциям до сих пор собираться:
-
Повторение - мать учения. Тут, конечно, мы не говорим о пересказе документации. Мы говорим о лучших практиках, проверенных временем и, в частности, вашим кейсом.
-
Same same, but different. Когда вроде бы сама методика известна, но у вас были такие вводные, к каким она еще не применялась. Получилось? Отлично, расскажите об этом.
-
Новое все еще встречается. Новый контекст, новый вид нагрузки, новый источник риска или опасности - этого сейчас как раз полно.
-
Глубокая экспертиза. Что-то, в чем вы один разбираетесь. Или не один, но вас таких мало, а знания эти важные и им можно обучить других.
В конце статьи – подборка материалов, которые могут вам помочь. Про поиск темы там тоже есть.
И самый жирный и неочевидный лайфхак – поговорить с программным комитетом конференции. Это часто бесплатно, скорее всего безболезненно и даст очень хорошее представление об интересах аудитории. Не обязательно потом подаваться на эту же конференцию, но вы определите область, куда копать дальше.
Домашняя работа
Убедитесь, что ваша тема не была раскрыта на недавней онлайн конференции с бесплатным доступом и 300 000 просмотров. Проведите рисерч - погуглите, почитайте статьи, проживите кризис «это все уже было», и возвращайтесь к предыдущему пункту. Либо переходите к следующему.
Помните, что уникальность знаний (насколько сейчас можно говорить об уникальности) работает в первую очередь на руку вам, потому что позволяет привлечь и зацепить аудиторию. Если вы сами уже рассказывали эту тему на другой конфе или другом открытом митапе с трансляцией и записью в интернете, то вы отсекаете от своего будущего выступления серьезный кусок аудитории. Либо убедитесь, что каннибализации аудитории не будет. ПК при рассмотрении докладов обращает на это внимание.
Тренировка на котиках
Этот пункт может быть актуален даже опытным спикерам, чтобы протестировать новую тему. Либо, если опыта выступлений пока мало - это отличный способ наиболее безболезненно получить свой первый фидбек от слушателя. Как это можно сделать (по степени повышения травматизации):
-
попросите коллегу вас прогнать (послушать, дать фидбек, почелленджить каверзными вопросами)
-
соберите или поучаствуйте во внутреннем митапе в компании. Больше аудитория - больше стресса!
-
если после внутренних митапов у вас не пропало желание выступать - подавайтесь на внешние. Оценивайте ваши силы, задачи и готовность. В этом случае можно переиспользовать тему внутреннего митапа, потому что ее никто еще не слышал извне.
-
самый болезненный и важный шаг - запишите ваше выступление на камеру, сядьте и прослушайте все от начала до конца. Без ускорения, не сворачивая вкладку и не залипая в телефон/телеграм. Если у вас получилось дослушать самого себя, то и у аудитории получится.
Подача заявки
Подавайтесь рано.
Очень важный, очевидный, но часто упускаемый момент. Чем меньше заявок в воронке у ПК - тем выше шансы на попадание в программу. И не только из-за низкой конкуренции, но и из-за запаса времени у ПК на то, чтобы пообщаться с вами, покопать тему вместе и вытянуть доклад на более высокий уровень.
Часто у конференций и митапов есть форма подачи заявки. Важно заполнить все поля в этой форме. Если там есть пункт «видеопрезентация» - выполните его! Сколько у Хайлоада существует этот пункт, а я видела всего несколько таких презентаций. Ссылка на запись с другой конференции тоже подойдет. Этим вы значительно сократите время рассмотрения, потому что ПК увидит вас сразу в действии – как вы держитесь и излагаете мысль.
Самое болючее – тезисы. Название всегда можно доработать, а вот тезисы – ваша настоящая визитная карточка. Будьте в середине – не пишите подробную текстовку всего доклада, но и не кидайте пару предложений. Вам нужно перечислить ключевые темы, о которых вы планируете говорить, и желательно сразу со спойлерами (если эта заявка не публикуется по умолчанию на сайте конференции). По тезисам ПК поймет, попадает ли доклад в аудиторию, а по спойлерам – действительно ли вам есть, о чем рассказывать. Если мы говорим о Хайлоаде – всегда важны цифры и результаты, важна проблематика. Какую задачу решали, почему выбрали ваше решение, какие нагрузки/данные/сколько вешать в граммах, какой был результат.
Ну и самое важное – универсальное, мне кажется, – для любого мероприятия: какую пользу аудитория получит из вашего доклада. Тут хорошо бы еще раз проверить себя на уникальность – а точно ли именно этот доклад им нужно послушать, чтобы получить заявленную пользу, или достаточно прочитать вики/документацию?
Подробнее про оформление тезисов можно еще много чего сказать, на это тоже будет ссылка в конце.
Работа с ПК
Тут снова говорю на примере Хайлоада. Полагаю, это также релевантно для других крупных конференций.
После получений вашей заявки на доклад с вами должны связаться. Вероятно (в случае Хайлоада – обязательно) вам предложат установочный созвон с кем-то из ПК. Он нужен, чтобы глубже изучить вашу заявку и предметную область. Если что-то проседает – найти дополнительные материалы или попросить у вас рекомендации на нужного спикера. Как говорит @grigoryvp – «Далеко не каждый доклад попадает на Хайлоад с первого раза, и это нормально». Отнеситесь к этому как к наиболее реалистичному фидбеку (если ваша тема не прошла отбор) и как к почве для усиления вашего будущего доклада.
Если доклад принят в программу – вас начинают готовить. Это в большей степени ответственность ПК конференции – чтобы вы выступили хорошо и с интересной для аудитории темой. Поэтому если ПК зовет вас на прогоны – не отказывайтесь. Это бесплатно, это полезно даже опытным спикерам. Если ваша компания предлагает вам внутренние прогоны или нанимает коучей, а вы не можете разорваться – сообщите вашему координатору от конференции, вместе придумаете, как совместить. Например, всегда можно записать прогон с ПК и показать внутри или наоборот. Но когда ПК настаивает на их прогоне – не отказывайтесь. Значит, ПК видит пробелы и хочет их подтянуть, и сделает это точнее, чем ребята внутри вашей компании.
Слайды
Слайды нужно делать самому. Хотя бы написать текст для них. Хотя бы заранее выбить время у вашего корпоративного дизайнера, если такой имеется. Особенно если все выступления в вашей компании централизованно прогоняются через деврелов и корп.дизайн. Слайды важно показать на прогонах с ПК, часто в них участвуют коучи – это те же эксперты индустрии, только с громадным опытом выступлений и наметанным на слайды глазом. То есть, ваша презентация должна быть готова процентов на 70 к предфинальному прогону. Финальный прогон – на площадке, как правило накануне конференции. И к нему слайды должны быть готовы уже на 100% и высланы ответственному от конфы еще за 2 недели минимум.
DevRel (Developer Relations manager)
DevRel это как DevOps - не человек, а культура. Он служит развитию технобренда вашей компании, PR на конкретную целевую аудиторию (разработчики) В повседневной жизни эту функцию чаще всего выполняет специалист (или целая команда) и в частности активно помогает своим коллегам в публичных выступлениях.
Если в вашей компании есть деврел – это отличное подспорье. Главное – понимать, как с ним работать. Пожалуйста, не отдавайте деврелу слишком много вашей работы над докладом. Заявку на доклад вы должны подать сами. Контакты в заявке указать свои, а не деврела/PR/HR. ПК будет общаться с вами, а не с ним, и все лаги в коммуникации могут снизить ваши шансы на попадание в программу.
Деврел может быть вам супер в помощь, чтобы пропихнуть слайды на дизайн поскорее, чтобы напомнить или организовать и напомнить про прогон. Помочь с организацией проезда и проживания, подсказать корпоративные плюшки для докладчиков. Бывало такое, что ребята подавались напрямую, минуя деврела, и не попадали, например, во внутреннюю программу по мотивации спикеров. Самое важное, с чем может помочь деврел – это подготовительные этапы: поиск темы, обкатка на котиках, организацией для вас митапа, участия в подкасте. Подкинуть полезных контактов из индустрии, вычитать ваши тезисы, проверить, что вы указали правильное название компании и дивизиона и правильное описание компании. Промоутить ваш доклад до конференции по внутрикому и внешним ресурсам компании, внутри сообществ. Организовать вам, в конце концов, классный брендированный мерч, в котором вы будете суперский смотреться на сцене. Дружите с деврелами, но доклад готовьте сами.
Совет для самих деврелов: ловите вашего спикера в моменте, сразу после доклада и спрашивайте «ну как оно». Ловите и чуть остывшим, раскручивайте на рефлексию – что сделал бы по-другому, какие мысли словил в процессе. Это крючок на следующий доклад, потому что всегда хочется что-то улучшить.
В качестве заключения я хотела бы обозначить вопрос, на который вам стоит ответить, именно прочитав всю предыдущую информацию – ну и зачем вам оно надо. Мы обсудили, что это сложно, стрессово, времязатратно. Но понимая свои цели вы сможете закоммититься на весь этот процесс по-настоящему, не соскочить на пол пути и выжать максимум для себя.
Подготовка доклада помогает вам во взаимодействии с коллегами и будущими падаванами – вы структурируете и рефлексируете свой опыт, учитесь доносить пользу до слушателя компактно, понятно и интересно. Неочевидное побочное действие – вы понимаете свою предметную область лучше, когда обучаете ей других.
Ну и, конечно, драйв, адреналин, дофамин, новые полезные знакомства, профессиональный нетворкинг (это не одно и то же).
Полезные ссылки:
▶️ Видео: Как найти тему для доклада, @markshevchenko
✏️ Список: Как придумать тему для доклада, подборка от @markshevchenko
✏️ Вики: Докладчикам конференций Онтико
✏️ Статья: Я так хотел попасть в программный комитет конференции, и вот я здесь, и что мы будем делать? @p0b0rchy. А еще он писал разборы докладов в том же блоге на Хабре
✏️ Статья: Легко ли выступать на конференции в первый раз? @p0b0rchy
Дополнительные рекомендации от @e_finkel,съевшей немало собак на помощи спикерам:
▶️ Видео: Почему инженер в R&D не может развиваться без конференций? Алексей Обровец
▶️ Видео: Как правильно готовиться к публичному выступлению. Краткий мануал. Кирилл Анастасин
✏️ Статья: Зачем айтишнику личный бренд. @grigoryvp✏️
Статья: Как я начал выступать на конференциях и не могу остановиться. @amorev▶️
Видео: Как найти в своей работе те задачи, о которых стоит рассказать сообществу. @p0b0rchy (статья тоже есть)
Автор: LisaTsareva