В сентябре в Шанхае прошла ежегодная конференция Huawei, которую вендор проводит для своих потенциальных и действующих клиентов, а также партнёров. Это крупное событие с большим количеством участников и докладчиков, где можно узнать о тенденциях и новинках в самых разных областях ИТ. Мы каждый раз отправляем на конференцию десант наших специалистов. Своими впечатлениями делится заместитель директора технического центра «Инфосистемы Джет» Андрей Шапошников.
Шанхай считается деловым центром Китая, поэтому совершенно логично, что именно этот город стал домом для конференции Huawei. Сюда прибывает множество авиарейсов со всего мира, здесь огромное количество современных отелей, и есть вся необходимая выставочная инфраструктура.
Конференция Huawei Connect — мероприятие подразделения Huawei Enterprise — в этом году длилась три дня и проходила в пяти больших павильонах выставочного центра. Программа включала в себя выставку, расположившуюся по двум павильонам, и доклады — начиная с выступления руководства Huawei на тему будущего ИТ-отрасли и заканчивая конкретными презентациями специалистов вендора и партнеров.
Один выставочный павильон был отдан под инфраструктурные решения и продуктовые линейки Huawei, а второй — посвящен вертикально интегрированным решениям с разбивкой по индустриям: банковское дело, ритейл, телеком и т. д. Поскольку Huawei Enterprise концентрируется на инфраструктурных продуктах (а бизнес-потребителям ИТ-сервисов интересна не инфраструктура, а решения для конкретных бизнес-задач), вендор широко привлекал к организации выставки своих партнеров, которые и разрабатывают отраслевые решения и внедряют их у заказчиков. То есть второй павильон был, по сути, заполнен партнёрскими решениями, в которых использовались те или иные продукты Huawei.
Куда мы идём?
Меня интересовали на конференции и продуктовые новинки вендора, и его видение развития ИТ-рынка, и партнерские решения на базе продуктов Huawei.
Сегодня многие западные вендоры переживают трансформацию бизнеса, связанную с «коммодизацей» инфраструктурных решений и развитием облачных технологий. Например, IBM продал свою х86-платформу Lenovo и делает упор на программные решения, на работу с данными, с мобильными пользователями и социальными сетями. HP выделил корпоративный бизнес в отдельную компанию и вывел из нее свои программные решения. Oracle, по последним слухам, всё больше склоняется к отказу от proprietary аппаратных решений (SPARC) в пользу облаков, своих программных решений и х86-платформы. HDS и Dell EMC тоже в процессе трансформации.
Есть ощущение, что бизнес, основанный на «железе» становится всё менее выгодным для ИТ-компаний (по крайней мере, западных) и они находятся в процессе поиска неких промежуточных программных или маркетинговых звеньев, связывающих «чистую» инфраструктуру с решением задач, ценных для бизнеса.
Судя по всему, Huawei тоже ищет решение — сейчас он идет по пути создания «маркетплейса», объединяющего партнерские решения. В Китае у вендора работает большая партнерская сеть, причем, т.к. в родной стране вендор в основном продает оборудование заказчикам напрямую, его партнеры — это компании, которые разрабатывают свои софтверные, вертикальные решения. На развитие партнерской сети направлена и инициатива Open Lab. Это сеть лабораторий по миру, в которых представлен набор оборудования и ПО Huawei. Там партнеры могут использовать аппаратные и программные мощности плюс знания местных или привлеченных из Китая экспертов для лучшей адаптации своих программных решений на оборудовании Huawei. Уже анонсировано появление такой Open Lab и в Москве.
Диковинки от партнёров
Большая экспозиция в павильоне индустриальных решений была посвящена теме Safe city — безопасный город. Направление включает в себя много технических аспектов: разветвленную систему видеонаблюдения, систему всевозможных датчиков с разными технологиями передачи сигнала — RFID, Wi-Fi, LTE. Huawei предлагает коммуникационную инфраструктуру, мощности для хранения и обработки данных, систему видеонаблюдения и т. д. На базе этих продуктов разные партнеры создают, к примеру, большие системы видеоотображения информации для дежурных служб. Любопытное решение — дополнить такую систему очками виртуальной реальности в комплекте со специальным джойстиком-указателем. Оператор надевает очки и попадает в виртуальное пространство, по которому может перемещаться, быстро переходить к картинкам с конкретных камер, открывать различные срезы информации, касающейся конкретного объекта, местности, события. Таким образом оператор диспетчерской службы глубже погружается в происходящее, в какую-то конкретную ситуацию.
Показалась интересной система анализа видеоизображения с автоматическим распознаванием. На стенде лежали макеты различных предметов — стоило их взять в руки, как система сразу же выводила на экран подпись — что это такое (или на что похоже). Взял автомат или топорик — подается сигнал тревоги.
По выставке, очень многолюдной в любое время дня, передвигался небольшой робот для наблюдения за общественным порядком, оснащённый видеокамерами и датчиками. Он самостоятельно лавировал в толпе, успешно избегая столкновений, чем вызывал огромный интерес посетителей.
К слову, в другом павильоне был огромный стенд, также посвящённый распознаванию видеоизображений с помощью AI/ML. В частности, система распознавала несанкционированное скопление народа.
Привлекла моё внимание секция Smart Retail, представляющая набор решений для розничной торговли. В одном из них сеть видеокамер снимает сверху весь торговый зал. При входе посетителя распознаётся его пол и примерный возраст, а затем система фиксирует все его перемещения по залу и время остановки около тех или иных стендов. Это даёт возможность точнее анализировать действия различных категорий клиентов, чтобы целенаправленно размещать и оформлять полки с товарами.
Другое решение представляло собой виртуальную примерочную — подходишь к зеркалу-дисплею, на нём выбираешь какую-то одежду, которая тут же динамически накладывается на твоё изображение. Рядом был стенд, где демонстрировались очки дополненной реальности для сотрудников магазинов, где на образ клиента также динамически накладывается выбранный предмет одежды.
Еще одно решение демонстрировало возможности работы с RFID-метками: на стене экран и полка с тремя парами кроссовок, берёшь какую-то пару — на экране появляется информация об этой модели и её цена. Берёшь две пары — на экран выводится сравнительная таблица.
В большом разделе Digital Banking было показано мобильное рабочее место сотрудника, который занимается выдачей банковских карт. Оно состоит из ноутбука, мобильного устройства для печати карт и устройства для идентификации, включающего в себя дактилоскопический датчик и беспроводной считыватель удостоверения личности. К слову сказать, китайский паспорт — это пластиковая карточка с чипом и беспроводной передачей данных. Все манипуляции с удостоверением личности выполняются очень быстро и просто. Допустим, компания хочет выдать своим сотрудникам банковские карты. В офис приезжает человек с этим набором оборудования, открывает ноутбук, просит ввести свои личные данные, идентифицировать себя, приложить ID-карту и оставить «пальчик». Если есть какие-то вопросы, ты можно по видеосвязи сразу проконсультироваться со специалистом банка. И когда всё готово, тебе тут же печатают карту, которой можно сразу пользоваться.
Похожее, только стационарное решение показывали на Connect 2016: банкомат, оборудованный экраном для видеосвязи, может не только выполнять стандартные операции с банковскими картами клиента, выдавать новые карты, но и вообще — служить точкой контакта с банком по широкому кругу вопросов через видеосоединение с оператором колл-центра.
Новинки вендора
Естественно, в павильоне инфраструктурных решений было представлено множество новинок: и новые всепогодные точки доступа,
и концептуально новый распределенный маршрутизатор P-Router,
и новейшие flash-массивы NVMe,
и оборудование для HPC с жидкостным охлаждением,
и многое-многое другое…
Но, на мой взгляд, показательным было огромное внимание, уделяемое вендором тематике IoT — под экспозицию была отведена чуть ли ни пятая часть павильона. Дело в том, что Huawei выпускает чипы, используемые в подобных устройствах. Довольно много было IoT-решений для народного хозяйства: всевозможные датчики для «умного» водоснабжения, отопления, датчики утечек и т. д. И в Китае это действительно работает: есть практические примеры повышения эффективности работы компаний, внедривших в частности системы умного водоснабжения.
Но, конечно, самый яркий пример использования технологий IoT я увидел на улицах Шанхая. Уже по дороге из аэропорта в гостиницу я обратил внимание, что весь город в буквальном смысле завален велосипедами всевозможных расцветок и конструкций (есть даже электровелосипеды).
Как оказалось, за последний год в городе начали работу несколько компаний по прокату двухколёсных «коней». Но если в Москве, к примеру, прокатные велосипеды стоят только на специальных парковках у метро, то здесь их можно брать и оставлять в любой точке города.
Китайцы-таки изобрели велосипед (ну или, по крайней мере, шину):
На задней ступице каждого велосипеда находится специальный модуль с электронным замком, GSM- и GPS-передатчиками. На корпусе нанесён QR-код, который можно сфотографировать в фирменном приложении, оплатить там же аренду, после чего замок разблокируется — и можно ехать.
Покатавшись, вы оставляете велосипед где хотите, в приложении подтверждаете окончание использования, и замок блокируется. Аккумулятора внутри модуля хватает на два года работы. На мой взгляд, прекрасная реализация концепции интернета вещей.
* * *
У меня вообще сложилось впечатление, что сегодня Китай является мировым лидером по внедрению цифровых систем во все сферы жизни. К примеру, уровень проникновения системы электронных платежей таков, что можно объездить всю страну, покупая билеты, расплачиваясь в гостиницах и магазинах, пользуясь только карточкой или даже телефоном со счётом, привязанным к аккаунту в Alipay.
Ну а Huawei, как один из мировых ИТ-лидеров, с помощью таких мероприятий, как Huawei Connect, несет идеи цифровой трансформации за пределы страны — к новым рынкам, новым проектам и новым клиентам.
Автор: JetHabr